Конспект урока по русскому языку Не с причастиями 7 класс

Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: НЕ с причастиями.
Вид урока: урок – «удивительное рядом».
Технология: технология дифференцированного обучения.
Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями.
Знать: правило написания НЕ с причастиями.
Уметь: правильно писать НЕ с причастиями, составлять словосочетания и тексты с причастиями; исправлять речевые и грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастий.
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения, сложное предложение, причастный оборот.
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами. А самое главное, мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Мы поговорим о необычайном, неповторимом цветке – о хризантеме. Но прежде всего вспомним правило.
Актуализация опорных знаний.
Цель: повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы.
Учитель. Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями.
(Один ученик излагает правило у доски, на которой начерчена таблица; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры)
Незаконченная работа;
не законченная, а начатая работа
вовсе не законченная работа
никем не законченная работа
до сих пор не законченная работа
Работа с текстом на основе разноуровневых заданий
Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями
Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы.
(Каждый ученик выбирает текст определённого уровня сложности)
Прочитаем текст (один ученик читает)
Ответим на вопросы по тексту:
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста, придумайте заголовок.
Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.
Подумайте, над каким вопросом размышляет автор?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, выражают его точку зрения?
Как автор доказывает свою точку зрения?
Проанализируйте средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою точку зрения.
Актуальна ли эта проблема сегодня? Докажите это.
(Текст: единство темы – про хризантему; построение: 1 часть – Восток и необычный цветок, 2 часть – восточная легенда о цветке, 3 часть – новое государство на Востоке; кольцевая композиция; предложения связаны друг с другом: цветок – растение (синонимы), при помощи повтора, цветок – нераспустившееся сокровище (метафора); 300 девушек и юношей – по смыслу – смельчаки (близкие по смыслу), райский уголок – острова (смысловая связь), Япония – страна(логика); законченность рассказа; элементы композиции: вступление, зачин, развитие действия, развязка и концовка).(Тема – история цветка. История хризантемы.). ( Проблема: жестокости, доброты, милосердия, человеколюбия). ( Автор рисует образы, картины, поступки, читатель представляет описываемые события, передаёт свои эмоции – презрение, восхищение, грусть; Читатель тоже испытывает такие же чувства, переживает за героев; через портрет героя – мы видим авторскую оценку – оценочная лексика, лексические повторы, порядок слов; средства выразительности: эпитеты, метафора, однородные члены, синонимы).
Работа с текстом
Задания к тексту первого уровня: раскрыть скобки.
Задания к тексту второго уровня: раскрыть скобки; графически объяснить постановку знаков препинания.
Задания к тексту третьего уровня: раскрыть скобки; расставить знаки препинания.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим
растением связывают и не знающую пределов радость, и невыразимую печаль, и
не проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э. не имеющий жалости император
узнал о существовании неописуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить
необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от неизлечимых болезней и уйти от
неминуемой смерти. Но только искренний, не желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и
юношей отправились за нераспустившимся
сокровищем. Но ненавидящему людей
императору так и не удалось дождаться
возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство –
Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

4. Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.
Учитель. Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. Работа по развитию речи. Исправьте речевые и грамматические ошибки.
Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
(Подсказка: ошибка в образовании причастия)
Ключ.
Хризантема, не боящаяся заморозков, считается постоянным спутником осени.
2) Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.
(Подсказка: ошибка в управлении)
Ключ.

Не понимающий в цветах японец не может
считаться счастливым.
3) Во время первой выставки (Xв.) цветущие цветы хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.
(Подсказка: повтор + нарушение управление)
Ключ.
Во время первой выставки (X в.) цветущие хризантемы произвели на посетителей неизгладимое впечатление.
4) Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.
(Подсказка: ошибка в образовании причастия)
Ключ.
Одна из высших японских наград, не утративших своей ценности, называется орденом Хризантемы.
Закрепление изученного на основе разноуровневых заданий.
Цель: закрепить навыки правописания НЕ с причастиями.
Учитель. Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. Каждый из нас выбирает уровень сложности.
Уровень первой сложности: составьте словосочетания.
(Не) разбирающийся;
(Не) ухаживающий;
(Не) смотрящий ;
(Не) отказавшийся;
(Не) пришедший;
От цветов; на цветы;
в цветах; с цветами;
за цветами.
Уровень второй сложности: составить словосочетания, чтобы НЕ была приставкой.
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Купленный
Подаренный
Уровень третьей сложности: составить словосочетания, чтобы НЕ выступала в роли частицы.
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Купленный
Подаренный
Работа по составлению текста.
Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте.
Учитель. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.
По другой легенде, родиной этого
__________ очарования растения
является Китай. Китайцы, _______________
в своей правоте, назвали в честь хризантемы
девятый месяц года. По _________________
силы преданию, смельчак, ______________
сорвать в девятый день девятого месяца цветок
хризантемы, обретает бессмертие
.
Для справок: (не) побоявшийся, (не)
потерявшего, (не) утратившему,
(не) сомневающийся.
Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, подведём итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю хризантемы. Мы познакомились с этимологией слова «эликсир». Мы посмотрели, как участвуют причастия в создании текста, и обнаружили ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.
Домашнее задание.
Учитель. Дома попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока и напишите изложение «Необыкновенная история хризантемы» или «Удивительное рядом».



























15