Что такое добро а что такое зло?


Классный час на тему: “ Добро и зло».
Цель: Познакомить уч-ся с понятием «добро» и «зло», показать уч-ся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход классного часа:
-Добрый день ребята! Мы сегодня с вами проведем классный час на тему: «добро» и «зло». Но прежде чем начать , я раздам вам листочки с именами героев сказок, былин, мультфильмов, произведений. Разделите этих героев на 2 группы.
-Все закончили? Давайте посмотрим, как вы их разделили?
-Ребята, а по какому признаку вы их поделили? (ответы уч-ся)
-А что совершают одни герои и другие?
-Вот так и в жизни, в зависимости от характеров , поступки можно разделить на хорошие и плохие. Одни совершают добрые поступки, другие злые.
-Дома вы должны были продумать над определениями понятий «добро» и»зло», как вы их понимаете. Так что же такое добро и зло, как они проявляются?
СЛАЙД №1
-Вот как слова «добро» и «зло» объясняет «Толковый словарь « Ожегова.
Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло- нечто дурное, вредное, противоположное добру, злой поступок.
-Ребята , а какое однокоренное прилагательное можно подобрать к слову «добрый»?
-А что бывает добрым? (утро, день, мама, друг…..)
-А теперь, подберите однокоренное прилагательное к слову «злой» (ответы уч-ся).
-Значит, получается, что «добрых слов» больше чем злых? Потому что каждый человек в жизни хочет только добра и всегда нужно совершать добрые дела, поступки, потому что ,то добро которое ты совершил, обязательно к тебе вернется.
-А вот что касается зла, то, к сожалению, оно очень распространено и очень коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это « сильные» мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? (ответы детей)
-Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
Упражнение – тренинги: Представьте такую ситуацию. Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (несправедливую), случилось несчастье, ваш друг вас предал. И тогда у вас появляется злость, вам хочется отомстить, вы обиделись и замкнулись в себе. Появляется чувство незащищенности, вы становитесь слабыми, ранимыми. Как принять правильное решение в этом случае? (дети высказываются). Я предлагаю 2 упражнения:
1.Когда ты злишься, нервничаешь, может помочь дыхательная гимнастика, вы можете» выпустить пар», или «рычите».
2.Упражнение « Объяснение». СЛАЙД «2.
Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: Почему этот человек мне нанес обиду?
1. Потому что он плохо относится ко мне?
2. Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижают других?
3. Может он желал мне добра инее знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4. А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5. А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее, умнее, старше.
Изучение основной проблемы:
-У вас на столах лежат вопросы к обсуждению: СЛАЙД «3.
-Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
-Можно ли принудить человека быть добрым?
-Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
-Легко ли быть добрым? Давайте порассуждаем (ответы уч-ся)
СЛАЙД №4
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И замен не требует награды.
Работа в парах. А сейчас поработаем в парах. Рассмотрим предложенные ситуации с 2-х позиций (добра и зла).
1 пара – расстроенная подруга плачет.
2 пара – приятель в компании беззастенчиво врет.
3 пара – родители несправедливо сердятся.
4 пара – брат (сестра) надел(а)твою новую куртку, которую ты очень дорожишь.
5 пара – слепой человек пытается перейти дорогу. Как бы вы поступили? (ответы детей)
Мы с вами видим, что каждый человек может выбрать свой путь: совершать добрые поступки или нет. Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
СЛАЙД № 5
Доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.
Доброта – активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
Доброта – созидательная. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обостренного достоинства, который защитит слабого, поможет в беде и способен бороться со злом.-Может кто-нибудь из вас сказать по совести : « Я добрый человек». Давайте проведем анкету: Добрый ли вы человек? ( ученики отвечают на вопросы анкеты).СЛАЙД № 6
-Ребята, а вы согласны, что иногда за добро платят злом? У вас или ваших друзей бывали такие ситуации ,когда вы сделали человеку добро, а он отплатил вам злом? И могут ли в человеке уживаться доброе и злое начало?( примеры и ответы детей).
-А теперь давайте немного поиграем, я буду читать загадки, а вы хором говорите ответ.
1.Растает даже ледяная глыба
От теплого слова (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень
Когда услышит (Добрый день).
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо).
4. Когда нас бранят за шалости
Мы говорим (простите пожалуйста).
5. И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
-Спасибо. Добрые слова – цветы человеческой души и не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
-На прошлом классном часе я просила вас найти пословицы и поговорки о доброте, вы готовы? (дети говорят пословицы).
-Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного доброты в мире, сделаем цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Давайте его оживим, пусть он раскроется и мы увидим какими качествами обладает добрый человек. (дети зачитывают пожелание и прикрепляют к доске лепестки).
Заключение.
-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей ,но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1. Помогать людям. СЛАЙД №7
2. Защищать слабого.
3. Делиться последним с другом.
4. Не завидовать.
5. Прощать ошибки другим.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ –И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИРАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ,СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.( СЛАЙД №8)
-Вспомните золотое правило: Относись к людям так, как ты хочешь чтобы относились к тебе.
-На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшней беседы? (ответы учеников)
-До свидания ! Всего вам доброго!