Календарно-тематическое планирование по робототехнике

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление программы: научно-техническое
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Организация досуга учащихся во внеурочное время: обучение с увлечением.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и предметам естественнонаучного цикла – физика, технология, информатика.
Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO NXT 2.0 Programming.
Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
формирование устойчивого интереса к робототехнике и учебным предметам физика, технология, информатика;
формирование умения работать по предложенным инструкциям;
формирование умения творчески подходить к решению задачи;
формирование умения довести решение задачи до работающей модели;
формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
подготовка к состязаниям по Лего - конструированию.


Формы подведения итогов реализации программы:
- школьная, муниципальная, состязания по Лего;
- турниры на звание лучшего программиста и конструктора по Лего.

Данная программа направлена на:
помощь детям в индивидуальном развитии;
мотивацию к познанию и творчеству:
к стимулированию творческой активности;
развитию способностей к самообразованию;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
организацию детей во внеучебное время (досуг).
Программа
Введение . 1ч Конструирование ...7 ч
Первые модели ..10 ч
Программирование в среде NXT 2.0 Programming. ...12 ч
Алгоритмы управления .8 ч
Задачи для робота ...8 ч
Самостоятельная проектная деятельность в группах на свободную тему..8 ч
Подготовка к состязаниям роботов ... 10 ч
ИТОГО: . ...64 ч







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата



теория
практика
По плану
По факту

Введение 1 час

1.1.
Что такое робототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.
1

02.10.14


Конструирование 7 часов

2.1.
Способы крепления деталей. Высокая башня.

1
02.10.14


2.2.
Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка).

2
09.10.14


2.3.
Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок.
1
1
16.10.14


2.4.
Механическая передача. Ручной миксер. Редуктор.

2
23.10.14


Первые модели 10 часов

3.1.
Тележки. История колеса. Полноприводная тележка.
1
1
30.10.14


3.2.
Тележка с автономным управлением.

2
06.11.14


3.3.
Тележка с изменением передаточного отношения.

2
13.11.14


3.4.
Двухмоторная тележка.

2
20.11.14


3.5.
Полный привод.

2
27.11.14


Программирование в среде NXT 2.0 Programming 12 часов

4.1.
Знакомство со средой программирования NXT 2.0 Programming Режим «Администратор». Режим «Программист». Типы команд. Команды действия. Базовые команды.
1
1
04.12.14


4.2.
Продвинутое управление моторами. Моторы NXT.
1
1
11.12.14


4.3.
Команды ожидания.
1
1
18.12.14


4.4.
Управляющие структуры.
1
1
25.12.14


4.5.
Управляющие структуры.
1
1
15.01.15


4.6.
Модификаторы.
1
1
22.01.15


Алгоритмы управления 8 часов

5.1.
Релейный регулятор. Движение с одним датчиком освещенности.
1
1
29.01.15


5.2.
Движение с двумя датчиками освещенности
1
1
05.02.15


5.3.
Пропорциональный регулятор
1
1
12.02.15


5.4.
Пропорционально-дифференцированный регулятор.
1
1
19.02.15


Задачи для робота 8 часов

6.1.
Кегельринг. Танец в круге.

2
26.02.15


6.2.
Движение вдоль линии. Один датчик.

2
05.03.15


6.3.
Движение вдоль линии. Два датчика.

2
12.03.15


6.4.
Путешествие по кабинету.

2
19.03.15


Самостоятельная проектная деятельность в группах на свободную тему 8 часов

7.1.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

2
26.03.15


7.2.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

2
09.0
·°°4.15


7.3.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

2
16.04.15


7.4.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели.

2
23.04.15


Подготовка к состязаниям роботов 10 часов

8.1.
Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязяниях, описаний моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов.
1
1
30.04.15


8.2.
Подготовка к школьному этапу состязаний.

2
07.05.15


8.3.
Школьный этап состязаний.

2
14.05.15



Итоговое занятие.
2

21.05.15


















Содержание
Занятия по робототехнике помогают учащимся в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекают интересными проектами.
В процессе разработки, программирования и тестирования роботов ученики приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики,
прикладной математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов.


Приобретаемые знания
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в NXT;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).

Сформированные умения и навыки

работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО; создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы NXT 2.0 Programming;
передавать (загружать) программы в NXT;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Основные формы занятий
- теоретическая часть занятий;
- практическая часть занятий;
Приемы и методы организации занятий.
I Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, традуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
II Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.


Список литературы:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
Программное обеспечение NXT 2.0 Programming.
Интернет-ресурсы.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Заголовок 1 Заголовок 2©ђ Заголовок 315