Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» с применением ИКТ. Тема «Надымский сувенир»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма
Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» с применением ИКТ.
Тема «Надымский сувенир»
Салиндер Любовь Юрьевна,
учитель изобразительного искусства,
педагог дополнительного образования

Тема "Надымский сувенир". 3-й класс
Цель: формировать навыки конструирования из цветной бумаги.
Задачи:
развивать творческие способности, умения составлять правильно стилизованные детали сувенира, развивать глазомер и мелкую моторику рук;
воспитывать терпение и аккуратность; интерес и любовь к национальной культуре ненецкого народа.
Инструменты, оборудование, материалы:
Цветная бумага, цветная фольга, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, фломастеры, шаблоны, мультимедийный проектор.
Тип урока.
Закрепление материала.
Вид урока
Практическая работа.
Оснащение занятия:
магнитофон и музыкальные записи о Ямале;
готовая аппликация “Ямальский сувенир”.
Ход занятия
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию.
Сообщение темы и цели задания.
II. Проверка пройденного материла.
Педагог: В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, ненцы, коми, селькупы и т.д. (Слайд 1). Каждый народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду (Слайд 2). Народные мастера используют для украшения разные цвета. Посмотрите, как красиво расположены на национальной одежде орнаменты. Рассмотрите их (Слайд 3). Вспомните, что такое орнамент?
Обучающийся: Орнамент это узор из повторяющихся элементов для украшения одежды, утвари, жилья, мебели и т. д.
Педагог: На ненецком языке орнамент называется “МАДАВЫ” (Слайд 4). Скажите, пожалуйста, где живут ненцы?
Обучающийся: Ненцы живут в тундре.
Педагог: Правильно. Они живут в тундре Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?
Обучающийся: Жилище ненцев называется чум.
Педагог: Правильно (Слайд 5). Чум на ненецком языке называется “МЯ”. Дети скажите, какое природное явление отличает солнце севера от солнца Средней полосы России?
Обучающийся: Отличие в том, что солнце на севере светит день и ночь целых полгода.
Педагог: На ненецком языке солнце называется “ХАЕРАКО” (Слайд 6). Дети, а кто знает, чем отличается зимняя национальная одежда от летней?
Обучающийся: Зимняя сшита из меха оленя, летняя одежда сшита из материала.
Педагог: Правильно, молодцы. Хозяйственным занятием ненцев является оленеводство.
Для ненца олень это пища, транспорт, одежда (Слайд 7).
Ребята, ваши родители дали вам многое, заботились о вас, научили вас быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми. А сегодня на нашем занятии я предлагаю вам сделать своими руками подарок для своих родителей. Я думаю, что такой подарок будет им очень дорог.
Сегодня мы с вами здесь вспомнили: орнамент, чум, солнце, оленя (Слайд 8).
Посмотрите, какой сувенир вы можете изготовить. (Показать готовое изделие)
А сейчас приступим к нашему занятию. Материал для предстоящей работы перед вами. (На столе перед каждым учащимся необходимые для изготовления сувенира материалы.)
Педагог: Ребята, давайте вспомним правила техники безопасности (Слайд 9)
Техника безопасности при работе с ножницами
1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2.    При работе внимательно следите за направлением резания.
3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4.    Не держите ножницы лезвием вверх.
5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6.    Не режьте ножницами на ходу.
7.    Не подходите к товарищу во время работы.
8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
 
III. Практическая работа
1. Проверим наличие трафаретов: орнамента, чума, солнца и трафарета оленя (Слайд 10).
2. Проверим наличие клея, ножниц, простого карандаша, фломастеров, цветной бумаги, цветной фольги и белого картона (Слайд 11).
Знакомство учащихся с последовательным выполнением сувенира.
Просмотрим пошаговую инструкцию по выполнению сувенира используя мультимедийное устройство.
Обратим внимание на готовый образец, то к чему вы должны стремиться выполняя работу.
3. Приложим к изнаночной стороне белого картона трафарет чума, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 12).
4. Зарисуем коричневым фломастером шесты у чума, нарисуем веревки обтягивающие чум (Слайд 13).
5. Приложим к изнаночной стороне цветной фольги трафарет орнамента, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 14).
6. Приложим к изнаночной стороне желтой бумаги или фольги трафарет солнца, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 15).
7. Приложим к изнаночной стороне цветной бумаги или фольги трафарет оленя, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 16).
8. Нарисуем глаз и закрасим черным фломастером копыта (Слайд 17).
Физкультминутка (Слайд 18)
У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай».
(Руки над головой – изображаем крышу дома.
Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.
Бег на месте.
Топот ногами, руки на поясе.
Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.
Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.
Зазывание движения рукой.
Протягиваем руки с открытой ладонью)
9. Смажем клеем изнаночную сторону оленя и приложим на середину чума (Слайд 19).
10. Приложим за чум солнце в верхней части нашего изделия и посмотрим, как будет выглядеть, затем приклеим (Слайд 20).
11. Приклеим к нижнему основанию чума орнамент (Слайд 21).
12. Пока сохнет сувенир, приберем рабочее место.
13. Выставка работ.
IV. Итог занятия
Устный опрос
Ребята! Чем сегодня мы занимались?
А для чего мы их делали?
Вам понравилось мероприятие?
Рефлексия.
Спасибо вам за работу!