Ход урока Поэма Гомера Илиада


Тема: Поэма Гомера «Илиада»
Цель: знакомство учащихся с событиями последнего года Троянской войны, описанных в поэме Гомера «Илиада».
Задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для погружения детей в изучаемую тему и побуждения к самостоятельному поиску информации; использовать исторические документы и поэму древнегреческого поэта «Илиада» как источник знаний по истории Древней Греции; 2) продолжить формирование умений пересказывать, отвечать на вопросы, работать с иллюстративным материалом, заполнять таблицу, делать выводы; 3) на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник А. Вигасина «История Древнего мира», презентация, карточки
Педагогические технологии: ИКТ, работа в парах.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока
I. Орг. момент. Слайд 1
II. Мотивация.
Наш урок будет не совсем обычным. Вы готовы сегодня со мной совершить путешествие в Древнюю Грецию? Древние греки были мореходами. Предлагаю и вам путешествовать по истории Древней Греции на греческом корабле. Я буду вашим капитаном. А вот и наш корабль. (слайд 2).
Всем знакомо выражение «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Выберем название нашему кораблю. Названия написаны на слайде 3. Названия кораблей: «Молния Зевса», «Сила Посейдона», «Непобедимость Ареса». Выбираем голосованием.
Учитель считает и подводит итоги.
- Итак, наш корабль называется ___________________ .Путешествия невозможны без географических знаний. Слайды 4- 10.
- Давайте вспомним географическое положение Древней Греции. (Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы.)
- На каком полуострове расположена Древняя Греция? Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.
-Уточним, что находится на востоке от Древней Греции? ( Малая Азия).
- Каким морем омывается на западе? На западе Греция омывается Ионическим морем,
-На востоке? ( на востоке - Эгейским морем).
- Сделайте полное описание географического положения Древней Греции.
Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в Средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с востока - Эгейским морями.
А теперь, ребята, займем место на палубе нашего корабля и приготовимся к плаванию. Слайд 11. А для этого в контурных картах, которые лежат на партах, каждая пара гребцов (воинов) обозначит территорию Греции, Малой Азии, Ионическое и Эгейские моря. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь картой стр.115 учебника( 1-2 мин) .
Молодцы! Все справились! Маршрут готов. Теперь уверенно можно идти вперед!
Нас ждёт много заданий – испытаний во время плавания. (Приложение 1).
III. Актуализация знаний.
Вспомним, как началась Троянская война. Это будет первое испытание. Испытание домашним заданием.
1)Пересказ мифа о начале Троянской войны. Оценка ответа по памятке. Слайд 12, 13.
2) Задание – сравните действительную причину Троянской войны с той, о которой рассказано в мифе. Есть ли в мифе реальные факты? Слайд 14. (Причина Троянской войны по мифу – яблоко «раздора», спор трех богинь, похищение Елены Прекрасной. Действительная причина – захват земли Трои, богатств. Реальный факт в мифе – нападение греками на Трою и осада.)- Итак, мы с вами остановились на том, что греки долгое время осаждали Трою. Как вы думаете, что же было дальше, кто победил?
- Ваши предположения во многом верны. Но чтобы нам не выдумать очередной миф, мы должны обратиться к историческим источникам, которые нам помогут узнать более точную информацию. А какие исторические источники вы знаете? Слайд 15.
Отвечают на вопрос:
- Исторические источники бывают вещественные, письменные, устные.
Сегодня вам предстоит узнать о событиях Троянской войны и её героях из поэмы Гомера «Илиада».
- Подумайте, к какому виду источников относятся поэмы и вообще, что такое поэма? Высказывают предположения о том, что такое поэмы и к какому источнику они относятся. (Поэма – литературное произведение, стихотворение. Возможно, относятся к письменному (устному) источникам).- Давайте откроем наши тетради и запишем новое для нас слово – поэма. Слайд 16.
Поэма – большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору. Может быть героической , романтической, критической, сатирической и т.д.
- Так к какому историческому источнику относятся поэмы? (Поэмы относятся к письменным историческим источникам).
-Запишите в тетрадях тему урока «Поэма Гомера «Илиада». Слайд 17.
IV. Изучение нового материала.
1)Постановка проблемы.
Изучая поэму, попытаемся выяснить, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события. В ходе урока предлагаю вам выбирать из учебника и моего рассказа подтверждения тому, что выдумка, а что реальность, и заполнять таблицу на карточках на ваших столах. Работайте в парах в течение урока. (Приложение 2). Слайд 18.
поэма – описание реальных событий поэма – выдумки Гомера
2) Знакомство с автором поэмы – Гомером.
Ребята, обратите снова внимание на тему урока. Мы выяснили, что такое поэма.
- А кто автор поэмы, которую мы будем изучать? (Гомер)
- А как называется поэма?
- Что вы знаете о Гомере? Проверим, верны ли ваши предположения.
- Предлагаю узнать и рассказать по плану о Гомере, пользуясь планом ответа и учебником.
Работа с планом ответа (карточка) и учебником с. 125 п. 1 пар. 26.
План ответа:
Кем был Гомер?
Когда родился и умер Гомер?
Какие произведения создал Гомер?
Когда были созданы поэмы?
Почему поэма называется «Илиада»?
Заслушивается ответ одного из учеников. Слайд 19.
Запись в тетрадь: VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея». Слайд 20.
Учитель добавляет:
Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. 
Слайд 21. Легендарный город Троя был открыт Г. Шлиманом. В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиаду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что Шлиман обратился к поискам Трои.
14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет.
Вопрос:
-Вспомните, кто собрал армию и осадил Трою?
- Оскорбленный Менелай собирает с братом Агамемноном всех греков, чтобы отомстить троянцам. Началась Троянская война.
3) Работа с картой. Путешествие продолжается. Слайд 22.
- Посмотрите внимательно на карту, найдите, где расположена Троя и где развернули свои лагеря греки.
В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны.
В поэмах Гомера боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни.
Итак, давайте узнаем из поэмы «Илиада», что происходит дальше, после нападения греков на Троянское царство.
4) Слайд 23. Задание: у нас новое испытание, найдите и прочитайте в нашем бортовом журнале, в учебнике с. 125, пункт 2 «Гнев Ахиллеса» параграфа 26, о том, как начинается поэма «Илиада». Придумайте вопросы к прочитанному тексту, будете задавать их своему соседу.
Беседа: подведём итоги. Ответьте на мои вопросы. Слайд 24.
- Назовите действующие лица поэмы. (Ахиллес, Гектор, Патрокл, Приам, Агамемном, Гефест). Не забывайте заполнять таблицу «Реальность и вымысел в поэме».
- Почему Ахиллес не принимал участие в битве?
- Как случилось, что друг Ахиллеса, Патрокл, погиб в сражении? (Долго продолжался бой между троянцами и греками, но Ахиллес не принимал участие. Друг Ахиллеса , Патрокл попросил у Ахиллеса его доспехи, чтобы троянцы приняли Патрокла в битве за Ахиллеса, испугались и прекратили бой. Но Гектор распознал обман и убил Патрокла.)- Что задумал Ахиллес? (отомстить Гектору)
- В битве Ахиллеса с Гектором победителем вышел Ахиллес. После того, как Ахиллес нанес Гектору смертельный удар, он привязал за ноги мертвое тело Гектора к колеснице и погнал коней. Слайд 25.
5) Работа с иллюстрацией. Слайд 26.
Задание:
- Рассмотрите картину русского художника XIX в. А. Иванова «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса».
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Чувства жалости к отцу Гектора.)
- Почему Ахиллес отдает тело Гектора отцу? (Ахиллес отдал тело Гектора отцу, поскольку сжалился над ним).
- Чем заканчивается поэма? Найдите в последнем абзаце параграфа. (Сценой похорон Гектора).
- Какие сказания не вошли в поэму? (Сказания об окончании войны).
6) Работа со сказанием о троянском коне. Путешествие продолжается. Новое испытание. Слайд 27.
- Что изображено на слайде?
- Какую роль этот конь сыграл в судьбе Трои?
Задание: прочитайте сказание с. 122 и поймите, верны ли ваши догадки?
Беседа:
- Что оставили греки, отплыв от Трои?
- Какой была «начинка» коня?
- Кто возглавлял отряд греков?
- Скитаниям Одиссея, героя Троянской войны, посвящена поэма Гомера «Одиссея». О его приключениях вы прочитаете дома в параграфе 27.
7) Проверка задания (заполнение таблицы). Слайд 28.
Наше путешествие подходит к концу. Но испытания продолжаются.
- Какое задание было поставлено перед вами в начале урока? (заполнить таблицу о том, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события).
- Выполните самопроверку по слайду и оцените свою работу.
- Кто выполнил безошибочно, кто допустил ошибки, какие?
- Что можно считать реальными событиями?
Ответ: в поэме описаны реальные события, они дают достоверные знания. Существовало государство (цари, рабы), греческие цари ведут войны, рабами становились пленники, доспехи из металла, сжигание мертвого тела на погребальном костре и похороны, существование религиозных верований, находки Генриха Шлимана.
- Что вы отнесли к выдумке автора, к мифу
Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё, которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса, которая попала в пятку и т.д.
- Кто может сделать вывод?
Вывод: Поэмы Гомера – плод художественной фантазии гениального поэта, но при этом они основаны на реальных исторических событиях.
V. Закрепление изученного материала.1) Соотнесите крылатые выражения и их значение. Слайд 29.
Греческая мифология, история, литература подарила миру несколько крылатых выражений. Вспомним их и выполним задание.
«Яблоко раздора» - причина ссоры, вражды.
«Ахиллесова пята» - уязвимое место.
«Троянский конь» - подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана; тайный, коварный замысел.
2) Ребята, работая с учебником, заполните таблицу (Приложение 3).
Троянские герои Греческие герои Боги - покровители
1. Гектор – военный вождь троянцев;
2. Андромаха – жена Гектора;
3. Парис – сын царя Трои, виновник войны;
4. Приам – троянский царь; 1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;
2. Одиссей – царь о. Итаки;
3. Патрокл – друг Ахилла;
4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;
5. Менелай – царь Спарты, муж Елены; Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест.
VI. Итог урока. Оценивание.
Наше путешествие закончилось. Мы изучили события Троянской войны, познакомились с греческими и троянскими героями и крылатыми выражениями.
- Ребята, давайте подумаем над вопросами: «Чему учит нас поэма «Илиада»? Какие уроки мы можем извлечь из поэмы?»
Выводы по поэме:
Поэма Гомера нас учит любви к Родине, к своим родителям, верности в дружбе, в любви. Поэма учит неприятию войны, трусости, вероломства.
Все молодцы. Всем спасибо.
VII. Дом. задание: п. 27, прочитать.
Приложение 1
-659130148590
Приложение 2
поэма – описание реальных событий поэма – выдумки Гомера
Приложение 3.
Троянские герои Греческие герои Боги - покровители