Конспект урока истории в 5 классе на тему Поэма Гомера Илиада


Конспект урока по истории в 5 классе на тему: Поэма Гомера «Илиада».
Учитель истории Абибуллаева Элеонора Павадиновна
Класс:                                 5 классФорма урока:                   комбинированный (повторение изученного материала и изучение нового).Тема:                                 поэма Гомера «Илиада».Цели урока:                   
 - повторение исторических понятий старого материала  по теме «Троянская война»; - закрепить новые знания по истории Древней Греции ( гекзаметр, традиции, гоплит);
- повторить крылатые выражения (Нить Ариадны, Яблоко раздора); - закрепить знания исторической карты ( местоположение Греции, её главные города и колонии);
- работа с текстом Гомера «Илиада».Оборудование:                 задания на доске;                                          карта «Древняя Греция»;                                          по два листа с копиркой на ученических столах ; Литература:   1. Вигасин А.А. и др. История древнего мира. 5 класс. М., 2000, 2006.                                         ХОД   УРОКА. 1.Повторение пройденного материала. (13-15 минут). Цель: повторение материала, понятий, мифа о Троянской войне.Задание №1. Два человека работают у доски с заданиями:
вставить попущенные буквы,     объясни правильность написания:  лаб…ринт             остро…         м…ф                     П…лопоннес             г…род   Афр…дитамикены .
 найди ошибку в слове иобъяснить слово:                                   офиняне (Афины), Левиные ворота (Лев), багиня (Бог), яблако (сл.сл.), кретяне  (Крит).                        
 Задание №2.-   с остальным классом учитель вспоминает понятия, кто правильно отвечает ставит + у себя в листке:папирус               таран                                 пирамидавельможа             оазис                                 жрециероглиф             храмкомпас                   клинописьфараон                 джунгли
Задание №3. - Слушаем ответы у доски, исправляем ошибки, если нужно, добавляем к ответам.
Задание №4. Весь класс на листочках выполняет задание:Почему эти слова написаны с заглавной буквы?Сгруппируйте их и объясните свою работу .Тесей, Троя, Крит, Ариадна, Зевс, Пилос, Афина, Греция, Фера, Гера, Афины, Парис, Афродита.(Ответ: герои           города       боги                 гос-ва, острова             Тесей           Троя         Афина               Греция             Парис         Пилос        Афродита       Крит Ариадна     Афины       Зевс                 Фера
                ИЛИНайди четвертое лишнее:Тесей               Парис             ЕленаМинотавр       Ариадна           ГераАфродита       Троя                 АгамемнонМинос           Афина             Крит
Затем ученики сдают один листок, а по другому проверяют правильно ли они сделали задание.
Задание №5. По карте показывают дети расположение Греции, главных островов Греции, город Трою.
Подводим итог нашего повторения, знаний понятий. Подведение итогов и выставление оценок. 2. Изучение нового материала. Поэма Гомера «Илиада».Работа с учебником и с книгой Куна «Мифы Древней Греции».А) Знакомство с автором поэмы – Гомером.Создателем «Илиады» греки считают слепого поэта Гомера, жившего в 750-700 гг. до н.э. Сам поэт - загадка, т.к. никто не знает где он родился, жил, когда умер. Но греки чтят его память и ценят его труды, каждый образованный грек должен был знать наизусть тысячи строк из поэмы.Написана поэма гекзаметром – торжественным стихом.Б) Главная идея поэмы - последний , 10, год Троянской войны./ Вспомним с учениками причины этой войны по мифу и в действительности. 1/ Парис похитил Елену, жену спартанского царя Минелая, и половину сокровищ Спарты. 2/ Греки во главе с царем г. Микен Агамемноном решили захватить богатый город-колонию Трою.В/ Название поэмы произошло от второго названия города Трои - ИЛИОН.Г/ Работаем с учебником и с текстом «Мифов Древней Греции» Куна, составляем таблицу( вместе читаем и записываем на доске и в тетрадях).
Задание доп.:Обращаем внимание на вооружение, нравы, традиции др. греков.
Троянские герои, боги-покровители Греческие герои.боги-покровители    Главные сюжеты поэмы
1. Гектор – военный вождь троянцев;2. Андромаха – жена Гектора;3. Парис(Александр) – сын царя Трои, виновник войны;4. Приам – троянский царь;5. Афродита, Зевс, Аполлон – их символы.  1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;2. Одиссей – царь о. Итаки;3. Патрокл – друг Ахилла;4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;5. Менелай – царь Спарты, муж Елены;6. Гера, Афина, Гефест и их символы.  1. Сцена оскорбления Ахилла царем Агамемноном, отказ сражаться против Трои.(отрывок из «Илиады»- стр.270 «Мифы» и параграф 26 п.2 – последствия этого события.2. Гибель друга Ахилла – Патрокла(работа с учебником).3. Прощание Гектора с Андромахой( «Мифы» - стр. 290, погибну, но останусь героем).4. Поединок Ахилла с Гектором.( учеб., «Мифы» стр. 332-333, роль Зевса)5. Похороны Гектора.( «Мифы» стр. 333).
 ИТОГ: делаем выводы из того что узнали – А) какое было вооружение у древних греков? (боевые колесницы, копья, камни, шлемы, панцири- доспехи, щиты, луки).Б) нравы и традиции древних греков? (сами цари воевали и были примером для простых воинов;Были случаи обмана; главное длявойна – храбрость и мужество; надеялись на богов, а боги постоянно вмешивались в жизнь людей; мертвых сжигали на погребальном костре – это явный пример языческой веры.Мы познакомились с прекрасным произведением древней Греции, с традициями, нравами этого народа, с греческой культурой(гекзаметр, крылатые выражения). Д/З:
пересказ параграфа 26, попробовать дать оценку поступкам героев «Илиады», по желанию нарисовать оружие древних греков.