Из опыта работы по теме: «Музыкальное творчество, как средство совершенствования речевых навыков у детей с нарушениями речи».


Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида города Зернограда
Из опыта работы по теме:«Музыкальное творчество, как средство совершенствования речевых навыков у детей с нарушениями речи».Подготовила воспитатель: Н.Е. Хмара2010 уч.г. г. ЗерноградТЕМА: «Музыка, как средство совершенствования речевых навыков у детей с нарушениями речи»Ни один вид искусства не действует на нас так, как музыка. Именно звук вызывает у нас сильные эмоции: слушая не только любимое музыкальное произведение, но и пение птиц, шелест листьев на деревьях, шепот дождя, прибой моря, плеск волн мы испытываем состояние легкого блаженства. Это происходит потому, что звук физиологически наиболее ощутим.
С древних времен музыка используется во врачевании. Еще Пифагор и Аристотель признавали ее универсальность в исцелении души и тела, а Авиценна называл ее сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств. Медиками установлено, что положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание и кровообращение. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, улучшают настроение, усиливают внимание, повышают работоспособность.
Способность воспринимать музыку и реагировать на нее - врожденное свойство человека. Эта способность часто остается неповрежденной при различных нарушениях и заболеваниях (эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства, психосоматические заболевания, отклонения в поведении и прочие). Музыка может стимулировать и вызывать ответную реакцию у людей, испытывающих трудности в общении, особенно для тех, у кого вербальное общение не является адекватным средством самовыражения.
Соприкосновение с душой ребенка может быть не только тактильным, визуальным, вербальным, но и музыкальным. Музыка дает большой простор для проявления творческих возможностей обеих сторон. В процессе музыкальных занятий насыщенных эмоционально привлекательными творческими контактами у замкнутых детей улучшается коммуникабельность, формируются навыки общения. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, повышается их самооценка. Расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих.
Применение музыки в коррекционной работе организует деятельность детей, заражает их своем настроением. У них исчезает вялость мышечного тонуса, напряженность. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем. С помощью музыки движения детей становятся более ритмичными, четкими.
Ритмические движения, речевые упражнения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Большое значение надо придавать тембру звука. Именно он играет особую роль в воздействии на восприятие. Опыт работы показывает, что каждый инструмент, имеющий свой тембр, несет и свое коррекционное воздействие.
У фортепиано особая роль в чисто музыкальном смысле. Это инструмент, в котором одновременно сочетается масса звуковых возможностей, предлагаемых ребенку; большой регистровый диапазон, возможность легко и просто достигнуть одновременного звучания нескольких звуков, возможность сопоставить консонансное (мягкое, приятное) и диссонансное (резкое) звучание. Фортепиано позволяет наиболее тонко и своевременно реагировать на изменение состояния ребенка, а также может тактично повести за собой и в то же время настойчиво предлагать что-то ребенку.
Пожалуй, самый теплый, самый понятный из инструментов - это наш голос. Он естественен, самый доступный, им владеет каждый. Это великий дар, дающий нам возможность общения с другими. Пение очень важно в общении с детьми с особенностями развития. Некоторыми детьми пение воспринимается как игра звуков. Внимание к ритму, интонациям дает возможность как бы удалиться от значения слов. В то же время музыка точнее передает все нюансы того, что человек чувствует, и того, что человек хотел бы сказать. А это облегчает общение, поскольку не нужно заниматься мучительным для многих поиском слов.
На занятиях часто используются такие песни, которые способствуют возникновениюкомфортно-эмоционального пространства, располагающего к контакту. Такие песни побуждают ребенка к конкретным действиям совместно с педагогом.
Подбираются песни приветствия и знакомства, песни прощания, песни присоединения (по принципу «делай вместе со мной»). Примеры песен, начинающих занятия, следующие: «Здравствуйте, ребята!», «Здравствуйте! Я рада Вам...», «Кто у нас хороший?», «Кто здесь, кто с нами?». Такие песни, повторяющиеся из занятия в занятие, становятся привычными, концентрируют внимание на участниках контакта, являются своего рода пусковым механизмом, настраивая ребенка на отдаленную деятельность.
Аналогичные задачи и в песнях-прощаниях. Они позволяют плавно закончить занятие, иногда гасят возбуждение, успокаивают ребенка, иногда являются просто гармоничным завершением: «До свидания!», «Будьте здоровы...», «Вот вы устали...». Убедившись в возможностях коррекционного воздействия музыки на ребенка, следует помнить, что ребенок - это огромный, неизведанный и загадочный мир и что в своей работе просто необходимо широко использовать стимулирующие аспекты музыки - звук, мелодию, гармонию, ритм и принцип удовольствия, позволяющий ребенку запомнить музыкальные занятия.
Музыка - это магическое начало и, если ее использовать деликатно и умело, то можно, как считают ученые, вызвать у ребенка стимулы к его развитию.
Работа с детьми делится на несколько этапов:
Первый этап - пропевание гласных. На занятиях следует обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения.
Второй этап - чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, африкантов.
Третий этап - чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.
Четвертый этап - закрепление всех звуков в свободной речи.
Отсюда вытекают основные задачи - развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных, согласных, выделение их на слух, развитие эмоциональной сферы ребенка. Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой предлагаемой песенке - попевке (см. приложение) - короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Для достижения положительного эффекта рекомендуется на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением. При этом надо учить различать звучание спокойной, торжественной, грустной, веселой музыки.
Пение корректирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи, необходимо проводить разъяснение содержания текста песни, неоднократное его громкое, четкое проговаривание.
По всем коррекционным направлениям мы подбираем темы, по которым впоследствии строим всю работу на учебный год. Ежегодно состав детей меняется, поэтому одни и те же темы не могут быть использованы в той последовательности, в которой предлагаются. Их следует подбирать для каждой группы детей.