Проект по внеурочной деятельности Моя фамилия

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развития у них творческих способностей, что диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении младших школьников. Под учебным проектом подразумевается учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, связанная с какой-либо проблемой. Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель, какого результата он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. Заключительным работы является защита проекта, формы, реализации которого могут быть разнообразными: реферат, статья в классной газете, в тематических альбомах, выступления перед родителями, на заседании кружка, на НПК учащихся начального звена.
Предварительная подготовка состоит из следующих этапов:
учащиеся выбирают тему исследования, метод исследования
составляется план исследования;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
защита проекта.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы:
изучение теоретических источников;
наблюдение;
поисковый эксперимент;
описательный;
анкетирование;
интервьюирование.
Материал, добытый самостоятельно, методом наблюдений, помогает школьникам глубже осмыслить новые научные понятия, обеспечивает связь обучения с жизнью. Учитываются индивидуальные особенности младших школьников. В приобщении детей к исследовательской деятельности я нацелена не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Образовательный потенциал проекта включает в себя:
повышение мотивации в получении дополнительных знаний;
возможность выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта;
рефлексию и интерпретацию результатов;
развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.
Учебно-исследовательскую деятельность можно разделить на урочную и внеурочную. Большие возможности для ее организации представляет урок, где учитель использует педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Эти уроки характеризуются примерно такой структурой:
I. Организационный момент (знакомство со спецификой проектной деятельности (если это первый урок)); II. Формулирование темы и целей урока; III. Подготовительный этап (план деятельности по разработке проекта); IV. Проектная деятельность (разработка основных разделов проекта); V. Практическое применение проекта; VI. Самоанализ проектной деятельности (положительные и отрицательные стороны); VII. Подведение итогов.
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного проекта: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - защита исследовательских проектов. Домашнее задание исследовательского характера, как и внеурочная деятельность, предполагает более широкие возможности в организации учебно-исследовательской деятельности, может включать в себя элементы настоящего научного исследования: наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, анализ полученных данных, причем такая работа достаточно протяженная во времени. Сущность данного направления моей педагогической деятельности заключается в создании определенной системы работы по развитию способностей учащихся путем организации исследовательской деятельности, созданий условий для полноценного формирования исследовательских умений и навыков. Исследование краеведческое, на мой взгляд, наиболее значимое, так как оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями истории своей малой Родины, через историю своей семьи и её историей. Учащиеся не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы истории.
Творческий проект «Моя родословная»
(в форме устного журнала)
Гордится славою своих предков не только можно, но и нужно.
1. Подготовительная работа:
объект исследования – учащиеся четвертого классы и их семьи;
предмет исследования – родословная каждого ученика в отдельности;
цель исследования – познакомится с историей создания и развития каждой семьи.
2. Методы исследования:
теоретические – анализ литературы, моделирование гипотезы исследования и проектирование результатов;
диагностические – анкетирование;
статистические – оценка значимости гипотезы.
3. Исследование включило в себя три этапа:
родительское собрание на тему: «Моя семья»;
сочинение на темы: «Традиции моей семьи», «Имена которыми я горжусь»;
составление совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи на тему: «Кто я? Откуда я?».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Наша презентация посвящена подведению итогов над проектом «Моя родословная». Мы выступали в роли историков, когда составляли свои родословные, были репортерами и журналистами, когда расспрашивали о своих прабабушках и прадедушках. Узнали много нового и интересного. О каждой семье можно написать интересную книгу, а мы эту работу представим в виде устного журнала. И называется он «Моя семья» и в нем семь страниц, ведь семья – это семь «я».
Ученик:
Когда-то о нем не слыхала Земля Но Еве сказал перед свадьбой Адам: – Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток мне родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». – Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила «Я». – Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все также ответила «Я». – Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? «Я, я, – тихо молвили Ева. – Я, я». Сказала она знаменитых семь «я» Вот так на Земле появилась семья.
Первая страница – «Кто я?»
Учитель. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. (Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные: генеалогические деревья, созданные учащимися).
Вторая страница – «Что в имени моем»
Учитель. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
Ученик:
Что имя: звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имянареченье. И вот мы сами силами своими, Осознаем в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека.
Учитель: Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах).
Третья страница – «Фамильные истории»
1-й ученик.
Фамилий, каких только нет: Смешных, горделивых, серьезных, Со смыслом двойным и с секретом, Кричащих, угрюмых, курьезных!
2-й ученик.
Фамилии бродят по свету И ищут по вкусу хозяев Фамилий, каких только нет: И добрых и злых и отчаянных!
3-й ученик.
Горжусь я своею фамилией, Ведь это не просто слово, Оно дорогое мне, милое, Его повторяю я снова.
4-й ученик.
Ведь это – моя фамилия, Ведь это – моя реликвия, Ведь это – моя семья, Ведь это – истинный я!
Учитель. Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей.
«Фамильное лото» – участники получают открытки с номером. Ведущий называет номер, чей номер выпал приглашается к ведущему. Ему предоставляется право рассказать о происхождении своей фамилии. (Переделанные песни на известные мотивы детских песен, сочиненные стихи, частушки, просто рассказ).
Четвертая страница – «Музыкальные традиции моей семьи»
(Музыкальный номер представляют родители и дети).
Пятая страница – «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
(Родители вместе с детьми представляют выставку поделок).
Учитель. Эти предметы делают наш дом уютнее, непохожим на другие дома. В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение.
Шестая страница – «По страницам семейного альбома»
Учитель. Ребята здесь у нас фото выставка. С какой традицией она связана? Ученики. Собирать и хранить семейные фотографии. Учитель. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная.
(Учащиеся рассказывают о старинных семейных фотографиях).
Музыкальная пауза. (Возвращаемся к страничке «Музыкальные традиции моей семьи», семьи представляют музыкальный номер).
Седьмая страница – «Фамильный герб»
(Ученики вместе с родителями представляют фамильный герб).
Учитель. Вот и прочитана последняя страница нашего журнала. Мы благодарим всех, кто помог нам ее прочитать. Вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые! До новых встреч!