Конспект фронтального занятия для детей подготовительного возраста с диагнозом ФФНР по теме: Предлог «между».


Теплова Жанна Анатольевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Ручеёк» комбинированного вида»
учитель-логопед, высшая квалификационная категория
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного  возраста с нарушениями речи.
Конспект фронтального занятия для детей подготовительного возраста с диагнозом ФФНР по теме: Предлог «между».
Образовательная область в соответствии с ФГОС ДО: Речевое развитие.
Цель: Способствовать формированию лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей со значением предлога «между» и его схемой.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
2.Упражнять детей в правильном употреблении предлога «между» с существительными в творительном падеже; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
3. Формировать представление о смысловой значимости порядка слов в предложении;
4. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательная:
Воспитывать умение слушать друг друга, действовать сообща, дополнять ответы товарища.
Предварительная работа: знакомство детей с понятиями: «маленькие слова» (предлоги), слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы); упражнение в схематическом изображении предложения. Оборудование:  мольберт, мелки, бланки с играми по количеству детей: «Дедушкин план», «Бабушкина проверка», простые карандаши, листочки белой бумаги, предметные картинки (по 3 на ребёнка), 3-х секционное панно для составления предложений, настольно-печатная мини-игра «Карандаши» (по типу пазлов), карточки со схемой предлога по количеству детей, резиновые игрушки по сказке «Репка».
Практическая значимость: данная методическая разработка предназначена для детей подготовительной группы (6-7 лет). Содержание программного материала адаптировано для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал будет полезен учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных организаций.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент.
Волшебных историй мы знаем очень много, давайте вспомним названия некоторых из них. Слушайте внимательно и помогите мене, если я вдруг ошибусь:
Царевна-Индюшка (Царевна-Лягушка)
Маленький цветочек (Аленький цветочек)
Аврорино горе (Федорино горе)
Петушок — золотой ремешок (Петушок — золотой гребешок)
Мальчик-с-калачик (Мальчик-с-пальчик)
Нежная королева (Снежная королева)
Бегемот в сапогах (Кот в сапогах)
Красная тапочка (Красная шапочка)
О колобке и рыбке. (Колобок)
На грибе (Под грибом)
Постановка цели занятия. Сегодня мы с вами встретимся с героями из сказки, которые расскажут нам о новом «маленьком слове» (предлоге).
Игра «Дедушкин план». Появляется игрушка «дедушка».
Дедушка нарисовал для вас план своего участка. Посмотрите на мольберт. Где нарисован забор на листе? (Слева.) Дом? (Справа.) Дерево? (Посредине.) Послушайте внимательно, как я скажу по-другому. Где нарисовано дерево? Дерево нарисовано между забором и домом. Повторите, где нарисовано дерево?
Нарисуйте между деревом и домиком будку для собаки. Скажите, где вы нарисовали будку? А теперь изобразите между забором и деревом грядку. Где вы нарисовали грядку? Какое «маленькое слово» помогло вам сказать , где вы нарисовали грядку? (Между.) Вы догадались, где будет огород у дедушки? Вы молодцы, помогли дедушке.
III. Основная часть занятия
Демонстрируется карточка со схемой предлога «между». Дети рассматривают и запоминают изображение. Маленькое слово «между» мы говорим тогда, когда и справа и слева от предмета есть ещё какие-то предметы. Посмотрите на грядку. Слева — забор, справа — дерево, а грядка между ними, посередине. Посмотрите на схему маленького слова «между»: шарик находится между кирпичиками.
IV.Игра «Бабушкина проверка». Появляется игрушка «бабушка».20764539941500 Помоги бабушке составить предложения по картинкам. Обязательно используйте «маленькое слово «между»!
V. Игра « Внучкины увлечения ». Появляется игрушка «внучка». А внучка увлекается раскладыванием различных узоров. Логопед предлагает каждому ребенку взять по три предметных карточки и разложить их на предложенном 3-х секционном панно. Составьте предложения для внучки, используя «маленькое слово» между.
VI.Физминутка .
Хомка-хомка хомячок(надуваем щеки как хомяк)Полосатенький бочок(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает(потягиваемся)Щечки моет, глазки трет(делаем соответсвенные действия)Подметает хомка хатку(наклоняемся и делаем вид что подметаем)И выходит на зарядку.Раз два три четыре пятьХомка сильным хочет стать(показывываем сильный).
- Сказка продолжается!
VII.Игра «Жучка-художница». Появляется игрушка «собака Жучка».
Жучка- художница, приготовила для вас свои любимые карандаши! Расскажите, какие у вас лежат карандаши, используя «маленькое слово» между.

VIII.Игра «Схема предложения от кошки и мышки». Появляются игрушки «кошка, мышка».
Вот и кошка с мышкой прибежали. Посмотрите на картинки и ответьте на их вопросы: Где лежит линейка? (Линейка лежит между тетрадкой и книжкой) Где висит картина? (Картина висит между часами и шкафом) Где стоит стол? (Стол стоит между креслами) Зарисуйте схему последнего предложения. Какое слово стоит между первым и вторым? (стоит) Какое слово между вторым и четвёртым? (между)
IX.Итог занятия.
Вы догадались, из какой сказки эти герои? А теперь скажите, между кем стояла Бабка? Внучка? Жучка? А можно про Мышку сказать, что она стояла между кем-то? Почему? (Потому, что с одной стороны была Кошка, а с другой никого не было. Не забывайте, что предлог «между» мы говорим тогда, когда с двух сторон от предмета что-то или кто-то есть.) Рефлекия
Какие задания вам было трудно выполнить? (Вспомнить названия ягод: ежевика, жимолость, крыжовник; без ошибок нарисовать план дедушкиного участка)
Что нового было на занятии?(Новое «маленькое слово»- между; познакомились со схемой этого слова; составляли предложения по картинкам)
Хотите узнать какие сюрпризы для вас приготовила Жучка? Она не просто принесла свои карандаши, но и каждому из вас нарисовали свой рисунок. Подберите пазлы друг к другу и увидите подарок!
168275010223500
Список использованной литературы:
Гомзяк О.С.Говорим правильно в 6—7 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы.— М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
Физминутка «Хомка хомячок» http://www.maminpapin.ru/poteshki-dlya-zaryadki/xomka-xomyachok.htmlЯцель О.С.Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006.