ТЕМА УРОКА: ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА В РАССКАЗЕ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

КОНСПЕКТ УРОКА

Преподаватель русского языка и литературы Умиева А.М.
Предмет: литература; класс 11
ТЕМА УРОКА: Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»
Планируемые результаты:
Предметные результаты: развивать коммуникативные  навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление.
Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводы
Личностные результаты: умение анализировать героев эпизода и оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Этапы урока,
время
Планируемый
результат
Универсальные
учебные действия,
предметные
учебные действия

Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
Методы и приёмы

Организацион
ный момент
( 3 мин.)
Цель: настроить
обучающихся на
усвоение материала
урока.

Познавательные УУД



Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД





Личностные УУД





Предметные УД





Формируем умение
выявлять сущность,
особенности
объектов.
Формируем умение
слушать и понимать
других.

Целеполагание как
способность соотно-
сить то, что уже
известно и усвоено,
и то, что ещё
неизвестно.
Формируем мотивации
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Формируем умение
работы с планом
анализа эпизода и
умением
активно пользо-
ваться им на уроке;
работа с эпиграфом.



1. Вступительное слово
преподавателя
Расскажите, что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом, музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться?
А вот этот человек в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно... землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой... Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался... актерским ремеслом...».
Добавим: управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузнице сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца...
1.Чтение эпиграфа к уроку,
В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей... У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни.
В. Львов-Рогачевский

На уроке используется
Мультимедийная презентация (слайд с эпиграфом).
2. Объявление темы
урока (слайд с темой урока)
3. преподаватель предлагает
Обучающимся подумать о
правильности оценки,
которую дал
В. Львов-Рогачевский
творчеству
Куприна на примере
Рассказа «Гранатовый браслет», но высказаться об этом
предлагается в конце урока.
Слушают вступительное слово преподавателя.





Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом
его оценить.


Запись числа и темы урока
Первичное осмысление и темы, и вопроса, заданного преподавателем

Словесный






Наглядный
Словесный









Частично-
поисковый






Опрос
учащихся по
заданному на
дом
материалу
( 10 мин.)
Цель: проверить
домашнюю подготов-
ку учащихся, кото-
рая поможет усвоению
нового материала.

Познавательные УУД


Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД




Личностные УУД




Предметные УД







Формируем умение
извлекать информа-цию из текста.
Формируем умение
слушать и понимать
других.
Формируем умение
оценивать учебные
действия в соответст-
вии с поставленной
задачей.
Формируем умение
оценивать поступки
в соответствии с
определённой ситуацией.
Умение использовать
знания о литератур-ном портрете; видеть языковые особенности
текста Куприна при
описании Княгини Веры и Желткова



1. Учащимся предлагается вспомнить главных героев произведения (сообщения готовились дома).
2. Преподаватель просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна.
3. Преподаватель просит учащихся поделиться друг с другом
впечатлениями об этих героях, какое представление они о них имеют.
4. Преподаватель предлагает
учащимся понаблюдать за героями и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому.
Преподаватель оценивает ответы учащихся.








Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями:
«Литературный портрет Желткова», «Литературный портрет княгини Веры Шеиной».
Остальные учащиеся делают записи в тетрадях.



Обучающиеся вспоминают образы Веры и Желткова и дают им свою оценку.

Обучающиеся включаются в
обсуждение. Какие изменения происходят с героями в рассказе?











Сообщение



Репродуктив-
ный





Беседа














Объяснение
нового
материала

(25 мин.)
Цель: используя
анализ текста,
увидеть,
как в данном рассказе
раскрываются образы
Веры Шеиной и Желткова.

Познавательные УУД



Коммуникативные УУД




Регулятивные УУД




Личностные УУД




Предметные УД












Формируем умение
на основе анализа
объектов делать
выводы.
Формируем умение
слушать и понимать
других; формируем
умение оформлять
свои мысли в устной
форме.
Формируем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом текста
формируем умение
высказывать своё
отношение к героям,
выражать свои
эмоции.
Формируем умение
анализировать
отдельный эпизод
произведения.
Видеть роль эпизода
в композиции
всего романа.




1. Преподаватель просит учащихся обратить внимание на тему урока и выделить в теме
ключевые слова (Любовь как высшая ценность).
2. Преподаватель предлагает
вспомнить, какие писатели обращались к этой теме в своих произведениях.

Преподаватель предлагает подросткам подумать, какое же значение вкладывает Куприн в эти слова.
И рассказ «Гранатовый браслет» о любви, о том ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. Знаете ли вы, что в основу этого произведения положена реальная история.
1.Повествование об истории создания рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел показать силу великой любви, «Которая повторяется только один раз в 1000лет» и «Чем же является любовь: Великим даром или сумасшествием?»
В конце мы должны ответить на этот вопрос.
3. Преподаватель предлагает детям понаблюдать за действиями главного героя - Желткова. Образ Желткова помогает раскрыть и тему «маленького человека», традиционную для русской литературы. Докажите это.
4. Преподаватель заставляет учащихся задуматься над словами: Любовь Г. С. Желткова к княгине Вере – «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
5. Преподаватель заставляет учащихся задуматься над вопросом: Чем стал гранатовый браслет в истории любви Желткова к княгине Вере?

6. Преподаватель просит учащихся найти в тексте эпизод чтения последнего письма Желткова: Последнее письмо Желткова поднимает любовь до трагизма. Прочитайте его текст. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».


Обучающиеся находят ключевые слова и пытаются объяснить
свой выбор.
Обучающиеся приводят примеры литературных произведений о любви, Обучающиеся дают ответ на
поставленный вопрос и
доказывают свою точку
зрения.
Обучающиеся, размышляя, пытаются
ответить на вопрос.





Обучающиеся с преподавателем
проводят сравнительный анализ.
При этом делают для
себя открытия, следя за
героями рассказа.
Обучающиеся приходят к
выводу о том, что образ
Духовный облик Желткова ясно виден из его письма, присланного ко дню именин Веры Шеиной. Желтков ни на что не надеется, готов отдать все. В его словах покорность и поклонение, благородство.
Обучающиеся понимают,
герой
искренен в своих чувствах.

Выразительное чтение отрывка
Обучающиеся находят в тексте
соответствующие цитаты и пытаются понять слова главного героя


Частично-
поисковый
Приём
«Ключевых
слов»

Беседа



Беседа
Частично-
поисковый








Частично-
поисковый



Метод
«Ключевых
Слов»
Выразительное
чтение


Работа по тексту
Частично-
поисковый
Беседа



Находят в тексте слова, выражающие взгляды, слова писателя на любовь.
1.Читают портретную характеристику главного героя
2.Обращают внимание на его мимику и жесты
Отвечают на вопросы,: «что чувствует княгиня на последнем свидании» «Какова судьба гранатового браслета»

Закрепление
Учебного
Материала
( 5 мин.)
Цель:
Проверка усвоения
учащимися темы
урока.

Познавательные УУД



Коммуникативные
УУД

Регулятивные УУД




Личностные УУД











Предметные УД
Формируем умение
на основе анализа
объектов делать
выводы.
Формируем умение
слушать и понимать
других.
Формируем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом текста.
Формируем умение
оценивать поступки
в соответствии с
определённой ситу-
ацией.
Формировать умение
Делать выводы,
уметь вычленять
главное, аргументи-
рованно доказывать
точку зрения, исполь
зуя страницы рассказа.
Усвоить механизм
анализа разбора
эпизода.



Преподаватель просит учащихся
определить место
рассказа в творчестве Куприна.
Какую роль сыграла любовь Желткова в жизни Веры Шеиной?
Преподаватель для проверки
знаний учащихся
по рассказу
проводит тест.
Преподаватель предлагает
учащимся проверить
самостоятельно в
парах данную работу.
(и сам тест, и ответы
даны на слайдах).
Преподаватель предлагает
учащимся вновь
вернуться к эпиграфу
и подумать:
согласны ли вы и автором?

какие особенности художественного метода Куприна отразились в рассказе?
Преподаватель для создания эмоционального настроя предлагает прослушать фрагмента 2 Сонаты Бетховена.
Чем была смерть  героя: малодушием или силой?
Каждый волен отвечать по-своему.
Самое главное-это новелла не оставила нас равнодушными, мы научились вдумчиво  читать, размышлять и анализировать.
Мы должны понять, что главная ценность - это человеческая жизнь, со всеми ее радостями и горестями. Что человек возвышается, становится велик своей любовью
Обучающиеся отвечают на
вопросы, поставленные
учителем (кульминация).
Обучающиеся анализируют
роль эпизода в раскрытии
образов Воланда и
Маргариты.
Выполнение обучающимися тестовой работы.


Обучающиеся в парах
самостоятельно проверяют
работы и оценивают друг
друга.


Обучающиеся отвечают на постав-
ленный вопрос учителя и
вместе с учителем подводят
итог уроку.
Слушают музыку, читают эпиграф урока и высказывают свое мнение по вопросу: «Созвучны ли слова эпиграфа с сонатой Бетховена

Беседа
Частично-
поисковый







Тест
Работа в парах







Метод
Эвристического
исследования








Задание на
дом
( 2 мин.)
Цель:
Проверить уровень
Готовности написать
Сочинение по
Творчеству Куприна.
Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД



Личностные УУД





Предметные УД

Формируем умение
на основе анализа
объектов делать
выводы.


Формируем умение
слушать и понимать
других.

Формируем умение
осуществлять позна-
вательную и лич-
ностную рефлексию.
Формируем мотива-
цию к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.

Данный вид
домашнего задания
дает представление
об усвоении материала.
Преподаватель предлагает
учащимся домашнее
сочинение по трём
темам с учётом их
возможностей.
Обучающиеся записывают домаш-
нее задание с темами сочинений.
Беседа
Метод Сравнения
версий
Репродуктивный