Урок литературы. «Любовь не знает преград» по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Тема урока : «Любовь не знает преград» по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».


Цель урока: изучить рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет», поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви, показать, как писатель изображает влияние любви на человека; пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учить отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из текста и жизни;
воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание
Ход урока:
У любви тысячи сюжетов,
и в каждом из них свой свет
своя печаль, свое счастье
и свое благоухание.
К. Г. Паустовский

I. Вводная часть урока.
1. Орг. момент. (ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с красивой притчи.)

Притча: Былинка полюбила Солнце Конечно, на взаимную любовь ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара – Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была бы хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в красивую стройную Акацию.
Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделённая.

Какая красивая сказка, не правда ли? А ведь она напоминает произведение. Какое?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
( Учащиеся записывают тему урока и эпиграф).
(Слово учителя).
Тема любви красной нитью проходит в творчестве многих поэтов и писателей. Этой теме посвящено много произведений и А.И.Куприна, поэтому можно с уверенностью назвать Куприна певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из замечательных произведений Куприна «Гранатовый браслет». Мы отправимся на черноморское побережье, на именины княгини, заглянем в каморку бедного чиновника, чтобы посмотреть на удивительный по красоте пример идеальной любви.
II. Основная часть урока. Анализ произведения «Гранатовый браслет».
Бескорыстная и самоотверженная любовь – тема повести «Гранатовый браслет». Произведение было написано в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт: история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова.
(Один из учащихся зачитывает воспоминания Л.Любимова)
« В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Желтый, писал, что он служит на телеграфе, в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то искренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения.
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение 2-3 лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Всё это происходило не в черноморском городе , как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и герой Куприна, жил действительно на 6 этаже. Он ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Отец больше молчал во время объяснения , глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека» Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую – то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось, во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Л.Любимов. На чужбине, 1963

Услышав этот рассказ, Куприн художественно преобразил его. Попробуем ёмко передать сюжет повести.
( Один из учащихся рассказывает сюжет).
Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат – Тугановских. Не воспринимает их в серьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюблённым подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия. С озлобленностью очерствевших людей.

(слово учителя).
Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна. К раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведем специальную викторину. Её вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет».

Вопросы для викторины.

В какое время года происходит действие рассказа? ( осень, сентябрь)
Как зовут главную героиню? (Вера Шеина)
Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза – Булат – Тугановская).
Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан).
Как зовут мужа княгини? (Василий Львович)
Какого числа были именины Веры? (17 сентября).
Что подарил ей муж?( Серьги из жемчужен грушевидной формы).
Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном переплёте»).
Как звали знаменитую пианистку. Подругу Веры? ( Жени Рейтор).
Кто такой Желтков? (влюблённый в Веру телеграфист).
Имя Желткова? (Георгий).
Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховина).
О ком автор пишет: « обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала» ? (О Вере).
Кому принадлежат следующие слова: «А где же любовь –то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та. Про которую сказано - « сильна. Как смерть»?.. такая любовь, для которой совершить любой подвиг , отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд. А одна радость Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться» ( Генералу Аносову).
(слово учителя).
Молодцы, викторина показала, что вы внимательно прочитали произведение и готовы к его обсуждению.

- Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?
( В этом глубокий смысл неожиданное ненастье на черноморском побережье в середине августа сменится тёплыми днями. Каких не было в июле. Пейзаж напоминает о быстротечности жизни. « казалось, конца не будет жизни, юности, здоровью. А потом оглянулся – и вижу. Что я уже развалина).
- Во 2 главе Куприн подчеркивает слово холодный. Найдите эти слова. Что же можно сказать о душе героини? Не страдает ли она от « сердечной недостаточности?
( княгиня не может не думать о разорении своего имения, которому невозможно воспрепятствовать. Так как жить приходилось выше средств.»)
( Нельзя сказать, что Вера Николаевна бессердечна, она любит детей сестры, хочет иметь своих. К мужу относится, как к другу).

- В 3 В третьей главе есть прекрасная картина осени, морского простора. Зачитаем его и посмотрим, как относится к этому Анна и Вера? Что вы можете сказать о Вере?
( Она равнодушная, потеряла смысл жизни, у неё приглушена способность чувствовать, переживать.).

- В произведении показано, что Вера ко всем относится с чувством превосходства.
- Какую роль в рассказе играет генерал Аносов? Почему к нему прислушивается Вера?
( Чтобы это понять, надо хорошо знать окружение Веры).
Анна, Николай, А вот генерал другой. Найдите слова, подтверждающие это.


- Генерал Аносов очень возвышенно, красиво говорит о любви. Слова дедушки навсегда врезались в память Веры.
Как вам кажется, почему Вера не разглядела этой настоящей любви, о которой говорил генерал?
(Она равнодушна).
- Расскажите о любви Желткова к Вере. Зачитайте его портрет. Письмо Жеткова к Вере.

- Как бы вы охарактеризовали Желткова? Как бы отнеслись к такой любви вы?
- Считаете ли вы его сумасшедшим?

- Что о нем говорит муж Веры, генерал Аносов?
- Почему трагический финал рассказа? Как вы относитесь к этому поступку?

( Желтков любит по – настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство. В своей любви он выше всех Князей. Он любит и поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)
Именно о такой великой любви писал еще А.С.Пушкин.
( Ученики читают стихотворение «Я вас любил».

12 глава.
- Прощание Веры с прахом молодого человека, их единственное свидание – поворотный момент в её жизни .Трудно узнать Веру в эпизоде с пианисткой. ( Зачитайте эпизод).
Как вы думаете, почему Вера заплакала?
( Наступает пробуждение ленивого сердца. Музыка помогает проникнуться высоким смыслом его чувств, понять глубину восхищения, нежности и преданности. И финал повести: Он меня простил теперь».


- Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать 2 санату Бетховина, каторая и является эпиграфом к рассказу?
( В произведении Куприна «Поединок» один из героев Назанский говорит, что любовь – это талант сродни музыкальному, возможно так же считает и сам автор произведения).
- Почему автор даёт герою имя Георгий? (Он победитель).
Великий дар любви Куприн открыл в обыденной обстановке, в сердце простого, ничем не примечательного человека. Огромное счастье - любить – испытал бедный чиновник Желтков в отличие от тех, для которых стремление к жизненному комфорту заглушает жажду высоких чувств. Поэтому так нежно, с благоговением герой пишет «Да святится имя твоё»
(Ученик читает письмо наизусть)

III. Рефлексия
-Что роднит Произведения о любви И.Бунина, А.Куприна, А.Пушкина?
(В их произведениях любовь бескорыстная, возвышенная, беззаветная. Любовь- самопожертвование.)
(слово учителя)
В произведении Карамзина «Бедная Лиза» звучат такие слова: «И крестьянки любить умеют», разобрав произведение Куприна, мы тоже можем сказать, что на великую любовь способны и простые телеграфисты.
А завершить урок мне хочется стихотворением Рождественского.

Любовь, Любовь – загадочное слово.

IV. Оценки за урок.
Домашнее задание : прочитать повесть «Олеся».
15