Методическая подборка на тему Современные педагогические технологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

название
цель
сущность
механизм

1
Предметно-ориентированные технологии
Технология постановки цели
Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
Технология концентрированного обучения

1.      Концентрация усилий на главном, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.
2.      Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников.
3.      Создание эталонов оценки результатов обучения.
Возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы в ходе дальнейшего обучения.
Повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.
Обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики. Представлена классно-урочной системой, обязательным элементом которой является урок. Занятия проводятся одновременно с целым классом.

Совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам.

Особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счёт объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.
Непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться полученной информацией); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.
-Объяснение содержания учебного материала, передача знания, выработка навыков, оценка результатов воспроизведения выученного
-объяснительно-иллюстративный метод подачи материала.

Особенность домашнего задания проговор;
- рефлексия 

Организация обучения на уровне учебного плана представляет собой своеобразный «конвейер», когда учащиеся переходят от изучения одного предмета к изучению другого в определённой последовательности. Продолжительность концентрированного изучения одного предмета может быть разной, но не менее трёх учебных дней.


2
Технология дифференцированного обучения
Внутрипредметная дифференциация (автор Гузик Н.П)., Уровневая на основе обязательных результатов (автор Фирсов В.В.), Культурно-воспитывающая по интересам детей (автор Закатова И.В.) 
Развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Работа по одной программе, но на разных уровнях  сложности в рамках классно-урочной системы  с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.
Особенности технологии уровневой дифференциации являются: уровень повышенной сложности, усиление индивидуально-дифференцированного подхода, большая степень занимательности, профориентационная направленность.
Акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Блочная подача материала;
  работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
  наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.



3
Технология развивающего обучения
Технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В.Занкова.

Формировать теоретическое сознание и
мышление;
передать детям не
столько знания,
сколько способы
умственных
действий;
воспроизвести в учебной
деятельности детей логику
научного познания.
Приобщение человека к
полноценной
самостоятельной жизни в
демократическом
обществе.
Создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Опора на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям. Ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности.

Система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
-перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;
-поиск новых приемов учебной работы;
-управление своей учебной деятельности;
-приемы обобщения.
-проблемность обучения;
-оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
-индивидуализация и дифференциация обучения;
-специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;
-специальная организация анемической деятельности.


4
Технология коллективного способа обучения
Плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

5
Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса
Гуманно-личностные технологии;
Технологии сотрудничества;
Технологии свободног
·о воспитания;
Эзотерические технологии.

разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями
ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества.
По подходу к ребенку: гуманно – личностная, субъект – субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно – поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).

6
Технология совершенствования общеучебных умений
Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.
Достичь оптимального чтения
Повысить быстроту письма
Повысить орфографическую грамотности в 2 раза
Обучить пересказу (перевод 90% двоечников на нормативный уровень).
Совершенствовать вычислительные умения
Сохранять учебные умения
Основой технологии развития общеучебных умений служит диагностика и самодиагностика; преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
объяснительно-иллюстративные + развивающие

7
Альтернативные технологии обучения
Технология свободного труда, Технология вероятностного образования, Технология мастерских

Создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.
альтернатива классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников
метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся

8
Авторские технологии

Школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде),
Школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа»
(И. Гончаров, Л. Погодина), Школа-парк
(М. Балабан), агрошкола
(А. Католиков)
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев).
Школа творчества И.П. Волкова.
Технология совершенствования обще учебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)..
Помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации.
 Инновационность (наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса); альтернативность; концептуальность учебно-воспитательного процесса (использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований); системность и комплексность учебно -воспитательного процесса; социально-педагогическая целесообразность; наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

 траектория базового стандарта;
траектория продвинутого образования;
траектория компенсирующего обучения.



9
Технология модульного обучения
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки
Базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения.
Учебная деятельность организована в разных формах- индивидуальная, парная, групповая , в парах сменного состава.
Жёсткая структура модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль.

10
Технология активного или контекстного обучения
Направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств 
Ориентирована на овладение способами профессиональной и учебной деятельности
Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий, научении слушателей решению проблемных задач.

11
Технология игрового обучения
Воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-игровом плане.

12
Технология развития критического мышления
Развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Определяет собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности
Коллективный способ обучения
Графическая организация материала
Соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов, осмысление, рефлексия.

13
Здоровье сберегающие технологии
сформировать ответственность за свое здоровье
Система создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования