Практическая работа по теме: Сравнение древних мировых цивилизаций


Раздел 2. Цивилизации древнего мира
Тема 2.3. Античная цивилизация
Практическая работа № 1
Сравнение древних мировых цивилизаций

Тема: Сравнение древних мировых цивилизаций
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания
Учебные задачи: научиться составлять логические цепочки;
научиться составлять схемы;
научиться проводить сравнительный анализ древних мировых цивилизаций, выявлять общие черты и различия
Предметные результаты:
владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Цивилизации древнего мира»
2. Ответить на вопросы.
3. Составить логические цепочки
4. Ответить на вопросы к документу
5. Составить сравнительную схему

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Цивилизации Древнего мира зарождались в различные исторические периоды с V по конец I тыс. до н. э. С точки зрения географического положения можно выделить два больших региона, в которых создавались разнообразные культуры: Восток и Европа.
Древние цивилизации образовались на Востоке - обширной географической области, протянувшейся от Средиземноморья до Тихого океана. Это пространство условно делится на Ближний Восток (Северо-Восточная Африка, восточное побережье Средиземного моря, Малая Азия, Месопотамия), Южную Азию (полуостров Индостан) и Дальний Восток (Китай, Юго-Восточная Азия и Япония). Из древнейших цивилизаций данного региона выделяются: на Ближнем Востоке - египетская, месопотамская и хеттская; в Южной Азии - цивилизации Инда и арийцев; на Дальнем Востоке - цивилизации Китая и Японии.
В Европе древние цивилизации существовали в Карпато-днестровском-понтийском пространстве (цивилизация Кукутень-Триполье), на островах Эгейского моря (минойская), юге Балканского полуострова (микенская и греческая) и Апеннинском полуострове (этрусская и римская).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Начало истории цивилизаций ученые связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуются как «революция»? Что такое революция?
2. Согласны ли вы с утверждением, что неолитическая революция стала следствием экологического кризиса, который поставил первобытных людей перед угрозой голодной смерти? Вспомните, с каким глобальным природным явлением был связан этот кризис.
3. В чем суть глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей?
4. Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?

Задания для практического занятия
1. Составьте логическую цепочку
Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Прочитайте текст учебника (параграф 1). Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив в ней переход людей к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций
2. . Конкретизируйте роль природных факторов в формировании первых цивилизаций
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».
— Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?
Почему первые древнейшие цивилизации ученые называют «речными»?
3. Выполните задание
Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
На основе определения понятия «государство» и текста параграфа составьте логическую цепочку последовательности возникновения государства.
4. Проведите сравнительный анализ цивилизаций Востока и античной цивилизации. Составьте сравнительную схему
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 2 балла
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
3. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.