Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам( 3 класс)

Урок 75. Изменение имён существительных по числам.
Педагогическая цель: способствовать развитию умения изменять имена существительные по числам; создать условия для ознакомления с изменением имён существительных, оканчивающихся на -мя.
Тип урока : комбинированный.
Планируемые результаты (предметные) : применяют орфографические правила; находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи, контролируют свои действия, проверяют написанное.
Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия ( метапредметные):
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия.
Коммуникативные: строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы.
Основное содержание темы, понятия и термины: изменение имён существительных по числам. Наблюдение за именами существительными.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент)
II. Чистописание.

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
III. Повторение изученного материала.
На доске записаны слова:
Обувь, дерево, мёд, охота, торт, мебель,
сахар, соль, перо, яблоко, темнота.
Выпишите имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.
IV. Постановка учебной задачи.
Учащиеся слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.
V. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Наблюдение над языковым материалом.
1) Учитель читает стихотворение из передачи «Радио-няня».
По ходу чтения учитель переворачивает карточки со словами: время, племя, вымя, имя, стремя, племя.
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя –
Необразованное было племя.
Вопросы и задания по тексту стихотворения:
– Что общего во всех выделенных словах?
Запишите слова в столбик и поставьте их в форму множественного числа.
– В чем вы испытываете трудности?
2) Чтение правила написания существительных, оканчивающихся на -мя (учебник, ч. I).
Теперь можете безошибочно выполнить задание?
В словах множественного числа выделите суффикс.

VI. Закрепление знаний и способов действий.
Самостоятельная работа.
1) Выполнение упражнения 3 по заданию (учебник).
2.) Выполнить работу по вариантам: ( приложение)
2. Словарная работа.
1) Выполнение упражнений 3 и 5 (рабочая тетрадь № 1).
Проведите взаимопроверку.
2) Работа по выбору: упражнение 4 или 6 (рабочая тетрадь).
Поупражняйтесь в постановке пропущенных букв.
3) Разгадайте кроссворд в упражнении 7 (рабочая тетрадь).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог).
- Какие особенности имеют имена существительные при изменении по числам?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- Что получилось хорошо?
- Над чем следует поработать?
VI. Домашняя работа: выпишите из словаря 4–5 существительных, оканчивающихся на -мя, и образуйте их формы во мн. ч. Например: племя
· племена.









Приложение.

Самостоятельная работа 1 вариант
Утро.
Было чудесное утро. Дул тёплый ветерок. В овраге журчал прозрачный ручей. Голосистый соловей звонко заливался в тенистых кустах. Проворная ласточка с весёлым криком гонялась за насекомыми. Молодые всходы хлебов чуть колыхались в воздухе. Слышалась звонкая песенка жаворонка. Яркое солнце всё выше и выше поднималось по чистому небу.
Грамматические задания:
1) Выпишите имена существительные, определите их род и число.
2) Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа
3) Разберите по составу слово песенка.
__________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 1 вариант
Утро.
Было чудесное утро. Дул тёплый ветерок. В овраге журчал прозрачный ручей. Голосистый соловей звонко заливался в тенистых кустах. Проворная ласточка с весёлым криком гонялась за насекомыми. Молодые всходы хлебов чуть колыхались в воздухе. Слышалась звонкая песенка жаворонка. Яркое солнце всё выше и выше поднималось по чистому небу.
Грамматические задания:
1) Выпишите имена существительные, определите их род и число.
2) Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа
3) Разберите по составу слово песенка.
__________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 2 вариант
Пруд.
Около деревни Назарькино хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями.
Грамматические задания:
1)Выпишите имена существительные, в форме единственного числа, поставьте их в форму множественного числа, запишите.
2) Выпишите имена существительные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа, запишите.
3) Укажите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
__________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 2 вариант
Пруд.
Около деревни Назарькино хороший пруд. Вокруг стоят берёзы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из жёлтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбёшки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лёд с коньками и санями.
Грамматические задания:
1)Выпишите имена существительные, в форме единственного числа, поставьте их в форму множественного числа, запишите.
2) Выпишите имена существительные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа, запишите.
3) Укажите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Рисунок 115