Конспект развивающего логопедического занятия на тему: Зимние каникулы
















Конспект развивающегося логопедического занятия
на тему: «Зимние каникулы»
для обучающихся первых классов




















Материал подготовил:
учитель-логопед
МБОУ ССОШ №2
Локтева Инна Владимировна


Тема: «Зимние каникулы»

Цель: дать представление детям о зимних каникулах, празднике Рождество.
Развивать внимание, мышление, память, фонематический слух, воображение.

Оборудование: цветные карандаши, бумага.


Организационный момент

Логопед. Предлагаю вам прочитать тему сегодняшнего занятия, используя стрелки.




Логопед. Зимние каникулы проходят в атмосфере череды праздников: Новый год, Рождество, Старый Новый год. И королевой этих дней является ёлка. А ну-ка, кто быстрее сосчитает, сколько треугольников, наложенных друг на друга, составляют эту ёлочку?


Ответ: 6.
Ход занятия

Логопед. А теперь –разминка.
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось, не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, а стоять не велит. (Мороз.)
Прозрачен, как стекло,
Но не вставишь в окно. (Лед.)
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – гвоздь упадет. (Сосулька.)
Гуляю в роле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, завываю, знать ничего не желаю.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка.)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка-
Был цветок – и нет цветка. (Снежинка.)
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.)
Живу я посреди двора, где играет детвора,
Нос – морковка, глазки –угольки,
На голове ведро, из веток две руки. (Снеговик.)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи;
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)

Логопед. Что за праздник Новый год, всем известно. А вот о Рождестве я вам немного расскажу.
Существует легенда о том, как Бог-отец послал на землю своего сына Иисуса Христа для того, чтобы спасти всех людей от гибели. Земное рождение Иисуса Христа это и есть Рождество Христово, светлый и радостный праздник всех христиан. С этого момента на земле наступило время надежд на спасение и новую, счастливую жизнь.
С праздником Рождества Христова связано много традиций и обычаев. Например, обязательно наряжали елку, а на верхушке ее укрепляли звезду- символ Вифлеемской звезды, ведь, по преданию, перед рождением Спасителя на небе города Вифлеема появилась особенная светлая звезда.
Еще в ночь перед Рождеством принято гадать. Считается, что эта ночь поможет предсказать бедующее.
Существуют также и рождественские приметы, связанные с природными явлениями. Например, если на Рождество идет снег – к хорошему урожаю. Если метель метет – пчелы будут хорошо роиться.
Рождественскими вечерами рассказывались сказки.
Предлагаю вашему вниманию викторину по сказкам, действие в которых происходит зимой.
«В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей угодить не могла Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев сразу». (С. Маршак. «Двенадцать месяцев».)
«Вот лисичка-сестричка сидит до потихоньку и говорит: «Битый небитого везет». (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».)
«Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее». (Г.Х. Андерсена. «Снежная королева».)
«Тепло ли тебе, красавица?»Не хочется Насте старика огорчать.«Тепло, тепло, батюшка»,-шепчет; а у самой зуб на зуб не попадает». (Русская народная сказка «Морозко».)
«Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается».(Русская народная сказка «По щучьему велению».)
«Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старикседой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет –валит пар густой». (В. Одоевский. «Мороз Иванович».)
«Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги.» (Русская народная сказка «Два мороза».)
«Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку».(Русская народная сказка «Снегурочка».)
«Жили –были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». (Русская народная сказка «Лиса и заяц».)
«Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны», (Бр. Гримм. «Госпожа Метелица».)

Логопед. А сейчас такое задание: я буду называть по звукам слова на новогоднюю тему, а вы попробуйте узнать их.

[СН*ИГУРАЧ* КАЙ* ОЛКА Д*ЭТ МАРОС]
[ПАДАРК*И РАЖД*ИСТВО ХАРАВОТ]

Логопед. Каждый ребенок во время зимних каникул обязательно посетит хотя бы одну новогоднее представление, а значит, примет участие в хороводе.
Задание: в хороводе вокруг елки собрались разнообразные сказочные персонажи. Узнайте их по трем словам.
Ступа, метла, печь. (Баба Яга)
Снег, костер, облачко. (Снегурочка)
Щука, ведра, печка. (Емеля)
Уши, апельсины, крокодил. (Чебурашка)
Часы, карета, туфелька. (Золушка)
Нос, колпак, азбука. (Буратино)
Шляпа, галстук, коротышки. (Незнайка)
Стрела, болото, кожа. (Царевна–лягушка)

Логопед. Представьте себе, что вам предложили поработать художниками и попросили сделать иллюстрацию к словам песенки:

Если были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.(К. И. Чуковский)

Что бы вы нарисовали? (Ответы детей). А теперь возьмите цветные карандаши – и за дело (Дети рисуют.)
Логопед. Занятие подошло к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
15