Конспект урока по математике на тему: Сложение и вычитание двузначных чисел , посвященное году литературы — В ГОСТЯХ У КРАСНОЙ ШАПОЧКИ


КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: 18.11.2015
Предмет: Математика
Класс: 5 б класс
Учитель: Мухтарова А. А.
Тема урока: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
Тип урока: закрепление
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для учащихся, учебник
Мультимедийное обеспечение: презентация «В гостях у Красной Шапочки».
Цель урока: формировать умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток, решать составные задачи, изученные на предыдущих уроках.
Коррекционная составляющая урока (занятия):
конкретизировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник. развивать зрительное восприятие, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.
Планируемые результаты (для обучающихся):
предметные:
научиться использовать свойств вычитания на практике
овладеть навыками сложения и вычитания двузначных чисел
Метапредметные
научиться находить информацию, представленную в неявном виде
овладеть умением находить ошибки и грамотно их исправлять
расширить интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи  и  к расширению  математических  знаний
научиться работать в парах
потренироваться в умении анализировать, делать выводы, чётко и грамотно формулировать мысль, связно её излагать.
Личностные:
сформировать уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
научиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками
добиться результатов при работе в группе
научиться адекватно себя оценивать
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начнем мы урок.
Но сначала давайте поздороваемся. (Здравствуй, солнце золотое)
Что должно быть у вас на партах, правильно ли вы сидите? - Дневник, тетрадь, подставка, учебник, пенал
Учащиеся проверяют свою посадку за партой.
2. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, узнайте в какую сказку мы сегодня отправимся, прослушав стихотворение (слайд 2).
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
- Красная Шапочка испекла бабушке пирожки. Можно ли назвать их одинаковыми? (слайд 3)
- Пирожки необычные, а математические. В каждом пирожке для вас есть задание. Тот из вас, кто справится с заданиями, получит пирожок, в конце урока мы их посчитаем, кто сколько пирожков получил, и узнаем победителя.
- Первый пирожок поможет нам определить тему урока. Найдите его, если известно, что он не синий, не красный и не круглый (слайд 4). Какой он формы?
На квадратном пирожке задание. Расшифруйте. Вы узнаете, о чем будем говорить на уроке математики (слайд 5 ).
Расположите числа в порядке убывания
Шифр
А Ч Е Д В З Ы У Н Н
15 16 19 10 11 13 18 12 17 14
- Сравните шифр на экране
- Какое слово было зашифровано? (слайд 6)
- Кто догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Кто первым расшифровал слово и должен получить «зеленый пирожок»?
- «Красная Шапочка»
- Нет, пирожки разных геометрических форм.
- Это зеленый пирожок, квадратный

- Пишем только буквы в зависимости от чисел, над которыми они записаны. Числа должны идти в порядке убывания.
-Двузначные
(Ответы)
3. Целеполагание. Планирование деятельности.
- Кто подскажет мне какое сегодня число? Дайте характеристику этому числу…
- Что вы уже знаете о сложении и вычитании двузначных чисел?
- Чем мы занимались на предыдущих уроках?
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд 7)
- Как выдумаете, что нужно делать, чтобы ее достичь?
- Сегодня 18…число.
- Двузначное, нечетное, 1 десяток и пять единиц, соседи числа 14,16. (Ученик, давший полный правильный ответ, тоже получает «зеленый пирожок»)
- Для сложения и вычитания двузначного числа с двузначным надо разложить числа на разрядные слагаемые. В примерах на сложение мы десятки складываем с десятками, единицы с единицами. В примерах на вычитание мы десятки вычитаем из десятков, а единицы из единиц.
- Мы учились решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами, решали задачи
- Еще лучше научиться выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
- Сегодня мы продолжим изучать двузначные числа, будем решать примеры, складывая и вычитая, находить значения числовых выражений, решать задачи.
4. Закрепление.
- Как мы планировали тренироваться в выполнении действий с двузначными числами
- Чтобы узнать следующее задание, надо правильно выбрать пирожок. Он не зеленый, у него не 4 угла (Слайд 9). Какой он формы?
Правильно, и в этом математическом пирожке для вас задание:
- Сейчас, ребята, мы должны помочь Красной Шапочке решить, сколько пирожков надо испечь бабушке с капустой, а сколько с грибами.
Для этого я вам предлагаю разделиться на группы (группа «Пирожки с капустой» и группа «Пирожки с грибами»), каждая группа возьмет себе задание. Кто первый выполнит задание, тот и решит, каких пирожков надо испечь больше, а самый активный получит пирожок.
- Какое задание выполняла группа № 1 «Пирожки с капустой»? Проверьте по ключу правильность выполнения задания. (Слайд 10) Можете ли вы сказать, что выполнили его правильно?
- Какое задание выполняла группа № 2 - «Пирожки с грибами»? Проверьте по ключу правильность выполнения задания.
- Какая группа должна получить «пирожки»?
- Что мы учились делать, выполняя это задание? - Решать примеры, задачи.
-
- Это красный пирожок. Треугольный
Задание группы №1
Проверьте действия и внесите числовые выражения в соответствующие колонки таблицы.
а) 50+45=95 б) 12+15=27;
в) 45-24=21 г) 63-12=50
Верное равенство Неверное равенство
Задание группы №2
а) 28+11=39 б) 71-11=60
в) 50+11=20 г) 26-6=11
Ключ к заданию группы № 1:
Верное равенство Неверное равенство
а, в б, г
Ключ к заданию № 2:
Верное равенство Неверное равенство
а, б в, г
- Мы учились работать в группе, составлять примеры, выбирать правильные варианты ответов.
- Можем ли мы сказать, что уверенно выполняем задания? Должны ли мы еще потренироваться? В чем?
- Выберите пирожок с заданием. Он не красный и не зеленый, у него 4 угла, но не все стороны равны (слайд 11)
- Теперь мы работаем по учебнику: стр. 23, задание 119 3 задание 1 столбик примеров решают девочки, 2 столбик - мальчики. Надо не просто решить примеры правильно, надо еще и уложиться в отведенное для их решения время – 5 минут.
Запишите в тетрадях число, слова «Классная работа».
- Положили ручки. Какие ответы должны были получиться в примерах у девочек? Проверьте себя по ключу на экране (слайд 13)
- Поднимите руку те, кто успел решить все примеры и сделал это правильно.
- Какие ответы должны были получиться в примерах у мальчиков?
- Поднимите руку те, кто успел решить все примеры и сделал это правильно.
- Кого мы награждаем «пирожками»? - Мы должны научиться без ошибок складывать и вычитать двузначные числа.
- Это синий пирожок прямоугольной формы
Ключ:
Ответы девочек Ответы мальчиков
59
68
58 46
62
59
6. Физкультминутка.
Музыкальная «Головой мы покиваем …»Отдохнули? Выполняют движения вместе с учителем под музыку
7. Гимнастика для глаз.
- Помоги Красной Шапочке дойти до бабушки. (слайд 15) С помощью изображения Красной Шапочки и домика бабушки и лазерной указки выполняют прослеживающие движения глазами.
8. Закрепление (продолжение).
- Что мы еще запланировали с вами в начале урока, но пока не выполнили?
- Наш следующий пирожок с заданием не красный, не синий, без углов (Слад 16)
- Вот какое задание он содержит. По пути к бабушке Красная Шапочка встретила волка, и тот разрешил ей пройти, только если она правильно ответит на вопросы. Давайте поможем Красной Шапочке. Запишите в тетрадях название здания: «Лови ошибку». Слушайте утверждения, записывайте их номера и рядом с каждым номером ставьте знак «+», если утверждение верное, и знак «-», если утверждение неверное.
1. От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
2. Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность.
3. В записи числа 1000 - 6 нулей.
4. 7 – четное число число.
5. Число 50-это круглый десяток
- Какие знаки вы поставили? Какие должны были? Сравните свои ответы с ключом на экране.(слайд 17)
- Пропустит ли волк теперь Красную Шапочку?
- Что мы вспомнили, выполняя задание?
- Кто может получить «пирожок»?
- Какой пункт плана у нас остался невыполненным?
- Пирожок с задачей остался на экране в одиночестве. (слайд 18) Опишите его форму и цвет.
А задание в нем такое: реши задачу (слайд 19).
- Задача записана на экране и на карточках. Прочитайте задачу.
- О чём задача?
- Составьте план решения задачи?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти в задаче?
- Запишите задачу кратко.
- Что найдём первым действием? Как?
- Что найдём вторым действием? Как?
- Как правильно оформить ее решение? Запишите его в тетради.
- Сколько пирожков с повидлом было у Красной Шапочки? - Проверьте решение задачи (слайд 20).
- Кто правильно решил задачу? Кто должен получить «пирожки»?
- Чему мы учились, решая задачу? - Вспомнить правила.
- Это круглый желтый пирожок.
1. +
2. +
3. -
4. -
5. +
- Мы вспомнили материал учебника, правила.
- Мы не решили задачу.
- Этот пирожок
«У Красной Шапочки в корзине было 25 пирожков с капустой, а с картошкой на 13 пирожка меньше, чем с капустой, а с повидлом столько, сколько пирожков с капустой и картошкой вместе. Сколько у Красной Шапочки пирожков с повидлом?»
ответы детей

Краткая запись:
Сколько пирожков с капустой
Сколько пирожков с картошкой и повидлом
С кап. – 25 п. С карт. - ? на 13 п. меньше3024505-620395С пов.-?
- Первым действием найдем, сколько было пирожков с картошкой.
- Вторым действие найдем, сколько пирожков с повидлом.
Самостоятельная работа.
37
1. 25 – 13 = 12 (п.) – с картошкой.2. 25+ 12 = 37 (п.) – с повидлом.
Ответ: 37 пирожков с повидлом.
- Делать схему к задаче, подбирать необходимое действие.
9. Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся.
- Наш урок подходит к концу. Удалось ли нам выполнить план? Чему мы научились?
- Подсчитайте у кого из вас больше всего пирожков?
- Поднимите руки, кто заработал 5 пирожков. Эти ребята получают отметку «5» за работу на уроке.
- Поднимите руки те, кто заработал 4 пирожка. Эти ребята получают отметку «4» за работу на уроке. ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ 9. Домашнее задание.
«Числовой эксперимент».
Числовой эксперимент
Необходимо купить:
4 кг картофеля; 1 кг мяса; 2 бутылки растительного масла.
Ваша задача определить, в какой из супермаркетов нашего села выгоднее всего отправиться за
покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы,
требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными.
Выполните необходимые расчёты и дайте ответ на следующие вопросы:
1. В какой магазин вы отправитесь?
2. Какие факторы повлияли на ваш выбор?
Наименование
Товара Цены в супермаркетах города (в рублях)
«Добрый» «Магнит» «Гастроном»
1кг картофеля 1 бутылка масла 1 кг мяса