Исследовательская работа по литературному чтению Тайны произведения С. Есенина Поет зима-аукает..


Исследовательская работа по литературному чтению
Тема: "Тайны произведения С. Есенина "Поет зима- аукает"



План. 1. Введение. Необычный мир поэзии. 2. Основная часть. Тайны произведения С. Есенина «Поет зима, аукает». 3. Заключение. 4. Литература. 5. Приложение. 1. I. Введение. Необычный мир поэзии. Русский человек всегда тянулся к природе. Природа- это источник сил, вдохновения, всего доброго и вечного. Она заставляет создавать настоящие шедевры живописи, музыки, литературы. На уроке литературного чтения мы прикасаемся к миру искусства, выступая в роли настоящих исследователей, сыщиков, следопытов. Мы знакомимся с жанрами литературы, художественными приемами, учимся понимать замысел автора, сочиняем свои рассказы, стихи, подражая мастерам слова. Для меня самыми сложными, но и самыми интересными являются уроки, посвященные поэзии. Поэзия- это стихотворная речь. Её создают удивительные люди- поэты. Они способны так подобрать и соединить слова, что зазвучит удивительная музыка. Эта музыка слов дарит человеку радость, наслаждение, помогает стать добрее и умнее. Недавно мне посчастливилось заглянуть в мастерскую С. Есенина. Да, да не удивляйтесь. Для этого не нужно было изобретать машину времени, достаточно открыть томик со стихами замечательного поэта. А вот и моё любимое стихотворение «Поёт зима - аукает». Какое удовольствие читать, открывать тайны, мыслить, доходить до самой сути, испытывать чувства радости и удивления. Всё вышеизложенное определило выбор темы: «Тайны произведения С. Есенина «Поет зима - аукает» и формулировку проблемы: какой прием помогает ярче передать настроение, чувства и главную мысль произведения. Объект исследования: стихотворение «Поет зима - аукает». Предмет исследования: художественно-изобразительные средства произведения. В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть тайны стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает» путем анализа изобразительных средств и уяснить главную мысль произведения. 2. Подготовить выразительное чтение стихотворения. 3. Познакомиться с биографией писателя и его творчеством. Гипотеза: можно предположить, что художественный прием контраст помогает ярче передать настроение, чувства и мысли поэтического произведения. Исследовательская работа проходила в несколько этапов: 1этап. Изучение художественных приемов. 2 этап. Освоение практических навыков анализа текста. 3 этап. Знакомство с творчеством С. Есенина. 4 этап. Раскрытие тайн произведения через анализ словесной, ритмической, звуковой и интонационной выразительности. II. Основная часть. Тайны литературного произведения С. Есенина «Поёт зима, аукает» Прежде чем раскрывать тайны произведения, хочется отметить, что каким бы подробным ни был анализ стихотворения, он каждый раз оказывается незавершенным, требующим продолжения. Наш внутренний мир- зеркало для произведения искусства, и в нем может отразиться такая особенность, которая до сих пор была незаметна. Анализ произведения проходил по определённому плану. Род литературы( Жанр( Ритм и рифма( Ведущая тема( Основные образы( ( Изобразительные средства ( Звукопись ( Преобладающее настроение ( Композиция Место стихотворения в творчестве поэта( Проблемы( Вид искусства – литература. Род литературы - пейзажная лирика. Жанр- стихотворение. Ритм - двухсложный четырехстопный ямб. Рифма парная и опоясывающая. Читаем первую строчку и понимаем, что речь пойдет о зиме: «Поет зима – аукает». Какие образы создает поэт? Это образы зимы, метелицы, вьюги, воробышков и весны. Автор одушевляет их, используя прием олицетворение - неодушевленные предметы, явления изображаются как живые, наделенные человеческими чувствами, мыслями, действиями. В частности, он пишет: поет зима, аукает, баюкает. И мы слышим звуки зимы. Что значит поёт? Она воет, ревет, стонет, гудит, стучит. «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Баюкает - поет колыбельную. Но это не тихая и ласковая песня, а звон сотни колоколов - стозвон. Поэт прибегает к контрасту, противопоставлению. На этом приеме держится смысл всего стихотворения. «А по двору метелица ковром шелковым стелется,»- пишет Есенин. Теперь мы уже видим зиму, она предстает в образе метелицы. Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер – это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна». Метелица сверкает множеством снежинок, искрится, сияет, переливается, светится серебром, горит тысячами алмазов. Как красиво! Но нет тепла, «но больно холодна», то есть холодна до боли. И снова контраст: беспомощные воробышки противопоставляются бешеной вьюге. «Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна». Автор сравнивает воробышков с сиротливыми детками, которым не у кого просить помощи и защиты. Он сочувствует птичкам: «Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». На фоне бешеного рева вьюги, снежных вихрей беспомощность птиц вызывает чувства боли, жалости, страха за их судьбу и стремление защитить. «Суровость зимы становится еще заметнее, ведь от неё страдают ни в чем неповинные воробьи. И вновь контраст: «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна. Окно холодное, мерзлое, но несет свет, а значит, надежду на перемены. Цветовая палитра небогата. Оттенки серого, черного, белого характерны для зимнего пейзажа. Но и здесь чувствуется контраст. Седые облака, злая вьюга, снежные вихри несут мрачные, холодные оттенки и грустное, тоскливое настроение. Вызывают страх перед обезумевшей природой. Образ весны напротив пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна. И в каждом слове звук «с» - символ света. Эпитеты «прекрасная», «ясная» помогают нам представить весну во всей красе, почувствовать её еле уловимый аромат. Яркое солнце освещает всю землю: поля, леса, луга, реки. Каждая веточка, каждый кустик, каждый листик напоен солнечным теплом. Весна идёт и ослепительной улыбкой согревает весь мир. Именно о такой красавице-весне мечтают воробышки. Именно о такой весне, мечтает и лирический герой. Для которого жизнь- это борьба света и тьмы, холода и тепла, добра и зла. Контраст цвета, образов помогает передать настроение стихотворения: от грустного, мрачного, полного страха и беспомощности к радостному и восторженному. Образы суровой зимы: вьюги, метели, снежные вихри, лютые морозы - это образы зла. Их больше, они сильнее. Но образы добра: маленькие воробышки, красавица весна тянутся друг к другу, согревают друг друга, а значит, обязательно победят. На смену холодной, злой зиме, снежным вихрям, ревущей вьюге спешит весна и знаменует победу добрых, светлых сил: «И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная, красавица весна». III. Заключение. Раскрывая тайны литературного произведения «Поет зима - аукает», мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой художественный прием контраст или антитеза помогает нам ярче представить образы, созданные поэтом, понять чувства и переживания лирического героя и выразить их при чтении. Моя задача: поделиться своими впечатлениями, ощущениями, постараться средствами выразительной речи раскрыть образ зимы, созданный поэтом, показать голосом страх перед обезумевшей природой, передать чувства жалости к маленьким воробышкам и восхищения красотой весны. Доказательством послужит исполнительский анализ.