Урок — исследование Особенности изображения природы в стихотворении С.А. Есенина ««Поет зима — аукает


Урок – исследование в 5 классе
Особенности изображения природы в стихотворении С.А. Есенина ««Поет зима - аукает…»
Цели:
образовательная: формировать первоначальные навыки интерпретации лирического произведения, умение находить в тексте средства художественной выразительности, понимать настроение, чувства поэта;
развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.
Методические приёмы: аналитическая беседа.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: компьютер, учебники, презентация, рабочие листы.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступление.
- Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты. Помогать нам в этом будут поэзия и живопись.
За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира — волшебно красивого мира зимы. Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…
— Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух…).
-Давайте сегодня постараемся по – новому услышать и прочитать стихотворение о зиме. Закройте глаза. Какие ассоциации вызывает у вас слово « зима? ( Снег, метель, иней на деревьях и окнах…).
Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому- то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным. Ребята, сегодняшний урок у нас необычный, потому что нас ждёт удивительная встреча с зимой, с поэтическим миром, который воссоздал для нас поэт С.А. Есенин.
А в конце урока постараемся создать свое произведение о зиме - синквейн.
2.Объявление темы и целей урока.
Тема нашего урока «Особенности изображения природы в стихотворении С.А.Есенина « Поет зима - аукает…»
- А как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Мы познакомимся со стихами о природе, исследуем поэтические тексты, нарисуем для себя неповторимые пейзажи и образы.
3. Вступительное слово учителя о С.А.Есенине сопровождается презентацией ( слайды 1 – 15).
(Первая часть презентации посвящена жизни, творчеству поэта).
4. Работа в парах. Тест по теме « Выразительные средства языка». Повторение теории литературы.
- Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами. Стихи С.А. Есенина открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Но, чтобы лучше почувствовать настроение стихотворения, нарисовать в своём воображении чудесные пейзажи, нам необходимо вспомнить средства художественной выразительности. Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы.
- Что такое тропы?
- Назовите известные вам тропы.
5. Обмен тетрадями. Проверка выполнения работы учителем.
4. Выразительное чтение учителем стихотворения « Поет зима - аукает…» (просмотр 2 части презентации, слайды 16 - 28).
- Прослушайте стихотворение и постарайтесь погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа.
6. Беседа. Эмоциональный настрой.
-А теперь приступим к исследованию текста.
-Понравилось стихотворение?
7. Исследование текста.
- Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов.
Сейчас мы проведём исследовательскую работу с текстом стихотворения и выясним, какие слова помогли С.А.Есенину нарисовать великолепие зимнего леса. Вы будете делать записи в рабочих листах.
Первое задание рабочего листа: определить тему стихотворения.
Давайте назовём тему. (Ответы) Запишем в рабочий лист.
Прочитаем первую строфу.
- Как вы понимаете выражение «лес баюкает»? (Усыпляет).
- Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? (Сосны высокие, их много, верхушки задевают друг за друга, получается звон от многих сосен).
Работа с рабочим листом. Выписать тропы из 1 строфы.
Проверка выполненного задания ( слайды презентации 29 – 30).
Прочитаем вторую строфу.
Работа с рабочим листом. Выписать тропы из 2 строфы.
- Найдите строчки, в которых изображена метель. С чем она сравнивается? Почему? (С шелковым ковром. Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шёлк).- Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»).
-Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют).
- Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного).- Почему воробьи прижались именно у окна? (Они греются, потому что из дома идёт тепло, они ещё надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно).
Проверка выполненного задания ( слайд презентации 31).
8. Применение здоровьесбережения. Физкультминутка.
-А сейчас представьте себя воробышками. Вьюга метет. Встаньте.
-Как вы себя чувствуете в такую вьюгу? Покажите, как вы замёрзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Попрыгать, полетать).
Прыжки на месте, руки на поясе, повороты туловища , взмахи руками, как крыльями.
-Ну что, воробышки, согрелись? А теперь садимся на места и работаем.
9.Работа над исследованием текста.
Прочитаем третью строфу
- Работа с рабочим листом. Выписать тропы из 3 строфы.
- Как автор называет воробышков? (Пташки малые).
- Как понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички).
- Как вы понимаете слово «озябли»? (Замёрзли)
- Как греются птички? (Жмутся друг к другу поплотней).
- Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые).
- Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).
-Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении такие слова, как воробышки, детки, пташки, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам)
- Найдите строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком)
Проверка выполненного задания ( слайд презентации 32).
Прочитаем четвертую строфу
Работа с рабочим листом. Выписать тропы из 4 строфы.
- Почему «пташки дремлют у мёрзлого окна»? (От окна идёт тепло)
- Что им снится? (Им снится весна)
- Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)
- Как вы понимаете эти строки? (Весной ярко светит солнце)
- Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной - тепло)
Проверка выполненного задания ( слайд презентации 33).
Продолжаем работу над исследованием текста.
- Прочитайте определение ассонанса и аллитерации в Памятке. Найдите эти выразительные средства в стихотворении и запишите в рабочий лист. Какую роль они играют?
Проверка выполненного задания (Ассонанс – аукает, баюкает, кругом, плывут, глубокою, в страну далекую, звук [ у] передает шум и рев бури. Аллитерация – шелковым, бешеным, свешенным, повтор звука [ ш] передает свист ветра, шуршание метели).
Вывод по стихотворению.
- Какие чувства вызывает у вас стихотворение? (запишите ответ в рабочий лист).
- Какой изображена природа в стихотворении Есенина?
10. Вывод по творчеству С.А. Есенина. ( слайд 34).
- Стихи С.А. Есенина превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения. Поэт словно хотел сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как
великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».
11. Работа над синквейном.
- А теперь постараемся создать свое произведение о зиме - синквейн.
- Вспомним, что такое синквейн, правила написания синквейна ( памятки выданы учащимся).
12.Чтение учащимися написанного им синквейна.
13. Рефлексия.
Ребята, вы получили разноцветные кружки. Подумайте и выберите тот кружок, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доске ( слайд 35).
14. Итог урока. Выставление оценок.
15. Домашнее задание.
Выучить стихотворение С.А.Есенина « Поет зима - аукает…» ( слайд 36)