Совместная деятельность воспитателя и детей. Кружок «В гостях у Бараша» (дети 5–6 лет) Тема: Весна. Весенние изменения в природе.


Совместная деятельность воспитателя и детей. Кружок «В гостях у Бараша» (дети 5–6 лет) Воспитатель: Золотарёва Н. В.
Тема: Весна. Весенние изменения в природе.
Цель: уточнение и расширение представлений детей о весенних изменениях в природе, о жизни растений, зверей и птиц;
Задачи:
Образовательные:
уточнить, расширить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной; вызвать интерес к познанию природы;
Развивающие:
развивать зрительное и слуховое восприятие; речевую активность детей, активизировать и расширить словарный запас детей;
Воспитательные:
воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
желание любоваться красотой природы.
Оборудование и материалы: картинки «Живая и неживая природа», д/и «Четвёртый лишний», ИКТ (видео из фотографий) .Ход занятия:
Приветствие гостей.
-Ребята, мы продолжаем работу нашего кружка «В гостях у Бараша». Сегодня мы поговорим о весне, об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. Весну в народе называют всеблагодатной, всеоживляющей. Весной природа пробуждается от зимнего сна. Всюду распускаются цветы. Весенний сад - это волшебное место! Отовсюду раздается пение и щебет птиц, которые вернулись из дальних краев, Весной все вокруг наполняется красками, звуками, запахами.
Бараш хочет продолжить знакомить нас с растением, которое мы посадили самое первое в наш «Уголок лекарственных трав».
-Ребята, как оно называется?
-Правильно, это мать-и-мачеха.
-Давайте расскажем Барашу, как мы его садили, как ухаживали за ним.
(опрос детей)



-Мать-и-мачеха это - лекарственное растение. Успешно используется мать-и-мачеха от кашля и простуды. А вот почему это растение так назвали, мы узнаем из легенды, которую приготовил для нас Бараш.
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день дно оврага покрылось желтыми цветочками. И причина названия не в самом желтом цветочке, который так радует нас своим солнечным видом, а в листьях растения, которые появляются позже. Они у нее с разных сторон разные. Сверху листочек гладкий, скользкий, на ощупь как будто холодный. Одним словом мачеха. А нижняя сторона войлочная – нежная бархатистая, теплая. Как мамочка родная. Вот поэтому растение и назвали мать-и-мачеха.
-А ещё весной прилетают перелётные птицы, которые вьют гнёзда, откладывают яйца. Бараш нам расскажет небольшую историю.
Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
-Как вы оцениваете поступок Нины?
(опрос детей)

-Молодцы, ребята. Птицы бояться людей, а соответственно и их запах, если человек потрогает яйца в гнезде, то птица может их бросить, но не со всеми птицами такое происходит, только лишь с некоторыми видами, в основном с лесными видами. Для самой птицы, гнездо и яйца станут чужими, поэтому нельзя трогать не только яйца, но и само гнездо, и ветки вокруг так же нежелательно. Если есть желание понаблюдать за процессом, то делайте это аккуратно.
Птица может бросить не только яйца, но и вылупившихся птенцов, если так же их потрогать. Поэтому, если выпавшего птенца положить обратно в гнездо, мать может бросить весь выводок. Чтобы вернуть детеныша в гнездо, нужно аккуратно надеть перчатся, стараться не трогать их при этом, извалять перчатки в земле и потом ими взять птенца и положить в гнездо, тогда у всего выводка будет шанс на выживание.
-Сейчас Бараш хочет с нами поиграть. Он предлагает нам игру «Четвертыё лишний»
Раздаются карточки, и дети по одному называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.

-Молодцы!
А теперь поиграем в игру
«Я знаю 5 … »
-Илья, ты знаешь пять перелётных птиц… .-Ульяна, ты знаешь пять лекарственных растений…
-Оля, ты знаешь пять садовых деревьев… .-Олеся, ты знаешь пять признаков весны…
-Лиза, ты знаешь пять цветов клумбы…
-Егор, ты знаешь пять диких зверей…
-Кирилл, ты знаешь пять насекомых…
-Саша, ты знаешь пять лесных деревьев…
-Даша, ты знаешь пять зимующих птиц…
-Костик, ты знаешь пять дел, которые делают весной…
-Надя, ты знаешь пять луговых растений…

-Отдохнули, поиграли. Ребята Бараш очень любит наблюдать за природой и за её изменениями и у него появились вопросы, на которые он затрудняется ответить.
-Поможем ему?
-Почему дятла можно назвать лесным доктором?
(ответы детей)
Правильно, ребята. Птицу эту не зря называют лесным доктором — дело в том, дятлы питаются насекомыми и их личинками, которые живут под корой дерева, на ветках или в древесине и наносят вред растениям.
Дятел умеет определять, где прячутся вредители — для этого он слегка постукивает по коре. Едва ощутив присутствие вредителей, он тут же начинает свою «долбежку» и не успокаивается до тех пор, пока не достанет всех насекомых. Кстати, дупла, выдолбленные им, часто служат пристанищем для гнездования других птиц и даже летучих мышей.
-Почему заяц меняет весной шубку с белой на серую?
(ответы детей)
Да, ребята. Зайцы, это невиданно - прекрасные существа. Зимой их шубка имеет белоснежный цвет именно для того что бы во время охоты, волк не заметил кроху зайца и не убил. По сути, белая заячья шубка зимой, это маскировка от хищников. Весной, когда снег сходит, в лесах оголяются опавшие серые и коричневые листья. И для того, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания хищников, малютки зайцы, вновь меняют свою шубку. Только в этот раз на коричневое "пальто". Такова их природа.
-Почему медведь просыпается весной?
(ответы детей)
-Молодцы, ребята. Природа очень умная, поэтому наградила медведей особым чутьём, которое помогает им определить, когда же можно выходить из зимней спячки, меняется температура воздуха, снег растаял и вода течёт в берлогу, заканчиваются жировые запасы.
- Почему ранней весной к берёзе слетаются птицы?
Берёзовый сок – это находка для птиц. И они об этом хорошо знают и очень любят полакомиться сладким соком: именно на таких березах они ищут поврежденные веточки, из которых каплями стекает сок. Иногда птицы и сами надламывают тонкие березовые веточки. Если на дереве много поврежденных веток, то в теплый солнечный день создается впечатление, что береза плачет – это каплет сок из ранок. А дятел просто долбит ствол березы, чтобы добыть сок. В состав сока березы входят и витамины, минералы, микроэлементы, которые так необходимы птицам в период когда еды ещё мало.
-Молодцы, ребята. Помогли мы Барашу. Ребята, а Бараш для нас приготовил ещё одно задание.На столе он разложил много картинок и предлагает нам разделить их на две группы : живую природу и неживую.


-Молодцы!
А теперь Бараш предлагает нам присесть на свои места и послушать его любимую музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский - Времена Года. Апрель. Подснежник.Закрываем глазки и слушаем.

-Дети о каком времени года это произведение.
-Ребята, что вы представили прослушав его. (опрос детей)
ИТОГ КРУЖКА
Сегодня мы поговорили о весне, об изменениях, происходящих в природе.
Что вам понравилось?