Урок по окружающему миру на тему Весенние изменения в природе (4 класс)


Открытый урок по окружающему миру
Учителя ВКК Потамошневой Е.Г.
Тема урока : Весенние изменения в природе.
Задачи урока:
закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;
показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни растений и птиц;
развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
воспитание интереса и бережного отношения к природе;
продолжить обучение работе в группе.
Оборудование урока:
презентация;
задания для групповой работы;
сообщения ботаников и зоологов;
тест и ключ к нему;
рисунки на тему «Весна».
I. Самоопределение.
-Посмотрите в окошко! Опишите сегодняшний день с помощью прилагательных!
- Светлый , солнечный, прекрасный, темный…
- На улице чудесная погода! А какое время года? ( Весна)
Подготовленные ученики читают стихотворение Я. Акима.
Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня - прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой
барабанит по стеклу серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,
Скоро множество птенцов выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут, и тебе впервые
на ладошку упадут капли дождевые.
II. Актуализация знаний.
- О каких весенних изменениях в природе рассказал нам поэт?
- Как вы думаете в каком весеннем месяце они происходят? (В апреле)
Показ презентации.
Преет – гниет, тлеет от сырости и тепла; Становиться влажным сырым от тепла
- Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе весной шла речь на прошлом уроке?
1 ученик – создание кластера «Весенние изменения».
-Установите связь между явлениями, которые мы наблюдаем весной.
потеплело
оттаяла почва
появились первоцветы
появились насекомые
птицы
Проверка домашнего задания.
Учитель раздает детям карточки с вопросами, проверка в парах.
Карточка № 1
1.  День с приходом весны стал:
а) корче      б) длиннее       в) остался таким же.
2.  Температура воздуха стала:        
а) выше       б) ниже   в) не изменилась.
3.   Какое явление природы можно наблюдать только весной?а)снегопад  б)вьюга      в)ледоход
Карточка № 2
1.   Дни с приходом весны стали:
а) холоднее б) теплее         в) остались такие же.
2.День весеннего равноденствия приходится на:а) 21 мая     б) 21 апреля     в) 21 марта.
3.Какое явление природы можно наблюдать только весной?а) метель     б) снегопад      в) половодье.
III. Постановка учебной цели.
- Сегодня на уроке мы определим, какие изменения происходят в живой природе в апреле.
Фронтальная работа с пословицами:
Апрель – воду подбирает, цветы раскрывает.
Апрельский скворец – весны гонец.
Проверка результатов работы : Кластер « Весенние изменения»
IV. «Открытие» детьми нового знания.
-Как только земля оттаяла, солнце быстро пригревает, столбик термометра поднимается до +5 – это весна переступила тепловой порог вынужденного покоя растений. После этого дня начнут распускаться деревья.
Работа по учебнику стр.98 II абзац: чтение текста
- Что появилось на деревьях? (Появились почки, появляются соцветия серёжки)
-Как называют весенние цветы?
Сообщения детей о первоцветах.
Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются золотые головки мать-и-мачехи. Ее цветы похожи на желтые корзиночки одуванчика, но они мельче. У мать-и-мачехи стебли покрыты небольшими чешуйками. Это недоразвитые листья. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой. Это -мать. А верхняя, наоборот, жесткая и холодная. Это - мачеха. Вот и получилось мать-и-мачеха.
Это лекарственное растение. Настойка из ее листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.
Хохлатка - это знаменитый первоцвет. У этого небольшого растения один стебель, заканчивающийся торчащей прямо вверх кистью цветов. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разрастаются. Они могут покрыть всю поляну своими цветами. Цветет хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.
Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени четыре раза меняет свою окраску: сначала она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, и в конце - синяя. Иногда можно увидеть на одном растении цветки сразу четырех оттенков. Медуницу любят шмели и пчелы. Но посещают они только цветки розового и красного цвета, как будто знают, что только в них много нектара.
Ветер гуляет в пустом весеннем лесу. Хрупкое нежное растение с желтыми листочками дрожит от любого дуновения ветерка. Это ветреница лютиковая. У этого растения длинные, сильно рассеченные, направленные в стороны листья. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогревается всего до 6-7 градусов. Как только в лесу потеплеет, зашумят на деревьях листья, ветреница отцветает, ее плоды-«ежики» исчезают, а стебли засыхают.
V.Физкультминутка.
VI. Игра «Знаешь ли ты?»
-В апреле начинается массовый прилёт птиц и гнездование.
-Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
Фронтальная работа. Загадки. Сообщения детей.
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей.Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица …(грач). Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Своё гнездо он в поле вьёт, Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
Где тянутся растения. Его и песня и полёт Вошли в стихотворения! (жаворонок)    
На шесте – дворец, Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.
Во дворце – певец, А зовут его …(скворец)  
Прилетает к нам с теплом, Прилетают ласточки в середине мая. Её легко Узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка)    
Прилетел к нам, наконец, Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов.
Самый лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. (соловей)    
Это старый наш знакомый: В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно bучёные сделали удивительное открытие: оказывается аисты могут спать на лету.
Он живёт на крыше дома. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (аист) VII. Первичное закрепление .
- Что значит Охрана природы?
VIII. Групповая самостоятельная работа.
-Каждая группа должна решить экологические задачи.
Как надо поступить, если встретишь в лесу красивоцветущие растения?
Почему, оберегая цветы, мы помогаем насекомым, животным и птицам?
Почему, чтобы не причинить растениям вреда, нужно ходить по тропинкам?
Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?
Как помочь весной березке , которая плачет?
-Мы живёт в общем доме - на планете Земля. Значит, охранять природу – значит охранять Родину, нашу планету!
IХ. Рефлексия урока.
Апрель
неживая природа живая природа
солнце вышесокодвижение
греет землюнабухание почек
ледоходразвертывание листьев
половодьецветение первоцветов
массовый прилет птиц
гнездование
Х. Игра «Ассоциации». Птицы – красота, тайна, свобода, забота, полёт, песня…
Цветы – благоухание, прекрасно, свежесть…
Весна – красавица, легкость, движение, пробуждение. оживание
Приложение №1
Фамилия, имя__________________________
Карточка № 1
День с приходом весны стал:
а) корче      б) длиннее       в) остался таким же.
2.  Температура воздуха стала:        
а) выше       б) ниже   в) не изменилась.
3.   Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а)снегопад  б)вьюга      в)ледоход
Фамилия, имя ______________________________
Карточка № 2
1.   Дни с приходом весны стали:
а) холоднее б) теплее         в) остались такие же.
2.День весеннего равноденствия приходится на:а) 21 мая     б) 21 апреля     в) 21 марта.
3.Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а) метель     б) снегопад      в) половодье.
Приложение №2
Материал для рассказов учащихся.
Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются золотые головки мать-и-мачехи. Ее цветы похожи на желтые корзиночки одуванчика, но они мельче. У мать-и-мачехи стебли покрыты небольшими чешуйками. Это недоразвитые листья. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой. Это -мать. А верхняя, наоборот, жесткая и холодная. Это - мачеха. Вот и получилось мать-и-мачеха.
Это лекарственное растение. Настойка из ее листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.
Хохлатка - это знаменитый первоцвет. У этого небольшого растения один стебель, заканчивающийся торчащей прямо вверх кистью цветов. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разрастаются. Они могут покрыть всю поляну своими цветами. Цветет хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.
Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени четыре раза меняет свою окраску: сначала она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, и в конце - синяя. Иногда можно увидеть на одном растении цветки сразу четырех оттенков. Медуницу любят шмели и пчелы. Но посещают они только цветки розового и красного цвета, как будто знают, что только в них много нектара.
Ветер гуляет в пустом весеннем лесу. Хрупкое нежное растение с желтыми листочками дрожит от любого дуновения ветерка. Это ветреница лютиковая. У этого растения длинные, сильно рассеченные, направленные в стороны листья. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогревается всего до 6-7 градусов. Как только в лесу потеплеет, зашумят на деревьях листья, ветреница отцветает, ее плоды-«ежики» исчезают, а стебли засыхают.
Приложение №3
Задания для групповой работы.
Как надо поступить, если встретишь в лесу красивоцветущие растения?
______________________________________________________________________________________
Почему, оберегая цветы, мы помогаем насекомым, животным и птицам?
______________________________________________________________________________________
Почему, чтобы не причинить растениям вреда, нужно ходить по тропинкам?
______________________________________________________________________________________
Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?
______________________________________________________________________________________
Как помочь весной березке , которая плачет?
______________________________________________________________________________________