Урок познания мира .Сезонные изменения в природе (3 класс)

Старостина Наталья Владимировна
учитель начальных классов, высшей категории
ГУ СШ № 3 с ДМЦ
Тема урока: Сезонные изменения в природе (3 класс)

Цель урока:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:

Дать представление об изменениях в жизни растений весной
Показать связь этих изменений с неживой природой
Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
Воспитывать чувство гордости за родной край
Продолжать формирование элементов экологической культуры
Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация к уроку,
карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),
карточка с заданием для групповой работы (№ 3),
результаты опыта с ветками деревьев,
карточки для саморефлексии,
компьютер,
экран,
диск с презентацией к уроку.
Ожидаемый результат.
Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.
На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.
Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).
На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.
Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".
На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.
Структура урока:
Оргмомент.
Постановка проблемного вопроса.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Совместное открытие нового.
Физминутка.
Закрепление .
Практическая часть урока (начало формирования умений).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Задавание домашней работы.
Ход урока:
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята.
Какие красивые глазки смотрят на меня, голубые, серые, зелёные, карие, сколько в них ума, сосредоточенности, точно знаю, что готовы к уроку
А урока сегодня не будет, да зачем он вам нужен, и вовсе мы сегодня с вами будем не учениками, а поиграем в игру где вы будете экспертами (словарная работа над словом эксперт – что оно обозначает), (раздать головные уборы зел.)
Я работаю учителем в 3 школе и мои ребята вам передают привет
--- внимание на экран (видео учеников 3 класса 1 мин.)
--- пока я ехала к вам за окном машины я увидела много чудес.
А вы любите чудеса? Как вы думаете, какие чудеса я могла увидеть?
(1 мин.)
Сегодня мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим чудесным тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.
Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 1)

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Вы знаете, что наша необыкновенная природа служит вдохновением для поэтов, композиторов. Вашему вниманию представляю отрывок из произведения великого композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - Апрель – «Подснежник». (Слайд 2)
(Слушают музыкальное произведение с презентацией подснежники, учитель
читает стихотворение – 1 мин.)

Из под снега Подснежники – Первоцветы весны! Распустились в орешнике И любуемся мы. Нежность белых бутонов Не сорви, не сломай – Улыбнись и с поклоном Дальше путь продолжай.
· Слишком кратко цветение – Не губи красоту! Птиц весеннее пение, Разливай доброту. Снег крупинчатый тает – Ручейками уйдёт. Так в апреле бывает. Вновь подснежник цветёт!

- Понравилось ли вам произведение великого композитора?
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?
- И вы сегодня будете собирать букеты из подснежников за свою работу
- Как можно сформулировать главный вопрос нашего занятия?

1.Постановка проблемного вопроса. (3 мин)

(Слайд 3)
- Прочитайте главный вопрос на который нам надо найти ответ.

Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?
(необходимо произвести ряд исследований)
(Слайд 4)
- Давайте вспомним некоторые понятия, которые понадобятся нам сегодня в работе.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)


- перед вами лежат зелёные конверты, посмотрите внимательно на карточки,
*** Задание -1 - определите закономерность этих явлений
(2 мин + анализ 4 мин)
(Слайд 5)
(дети самост-но работают) учитель читает в это время стихотворение)

Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.

Ответы детей, докажите свои выводы
(снежинка, дерево в снегу, весеннее дерево, дерево с листочками, сосульки, подснежник, капля, травка)

*** Задание – 2 – на какие группы можно разделить картинки которые лежат перед вами (осадки, растения, трава, времена года), (Слайд 6)

*** Логическая минутка (Слайд 7)(4 мин)
Найдите лишний предмет и докажите (дерево, куст, ель)

Совместное открытие нового.
Работа в парах.
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 8)

Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 9)
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 10)

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

Первичное закрепление (обучение способам применения).

Опыт.(Слайд 12)
- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.
- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. 2 недели назад одни ветки поставила в воду в тёплом классе, а другие положила в холодильник
- Что же произошло?
- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)
- Вернемся к главному вопросу урока. (Слайд 13)
- Можем ли мы на него ответить?
(Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?) (Слайд 14)

Игра «Я это могу» Внимательно прочитай предложения и выбери нужное. (Слайд 15)
* Я могу различать растения по внешнему виду.
* Я могу улучшить условия для роста и развития растений в классе и дома.
* Я могу по названию растений определить среду его обитания.
* Я могу сломать дерево и разрушить сообщество растений.
* Я могу защищать окружающие меня растения.

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

Индивидуальная работа тест (Слайд 16)

Карточка № 2:
Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём приходе?
1. День с приходом весны стал:
а) корче б) длиннее в) остался таким же.
2. Температура воздуха стала:
а) выше б) ниже в) не изменилась.
3. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а)снегопад б)вьюга в)ледоход

Проверка (Слайд 17)

Подведение итогов. (Слайд 18)
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
Самооценка. (Слайд 18)

Карточка № 3
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

-человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
-человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь
- человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Букет из подснежников которые вы собрали сегодня за свои открытия вместе со смайликами давайте прикрепим к снежной поляне и оживим ее весенним настроением.
- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина: (Слайд 19)
«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Как вы понимаете их?
- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
Домашнее задание. (Слайд 20)

- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)
- По желанию вместе с родителями изготовить скворечник.
А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.
Я подготовила для вас подарки. Пусть эти пшеничные букетики из витаминной зелени поднимут вам настроение, а ваши замечательные глазки всегда пусть светятся радостью и жаждой новых открытий.



















13PAGE 15


13PAGE 14815




15