Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению модуль «Математическая радуга»


«Кольчугинская школа №1»
Симферопольского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
и принято на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол № ___ от ___.08.2016г.
Руководитель ШМО
______________ Сичкорез Т.И. СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
__________Макарова Т.А.
____.08.2016г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
_______ О.А.Лущик приказ от ___.08.2016г.№______
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлениюмодуль «Математическая радуга»
Класс: 1-бУровень образования: начальное общее образование
Количество часов по учебному плану: 1 класс – 1 ч/неделю, всего – 33 ч/год;

Составители: Сичкорез Т.И. учитель начальных классов , высшая категория
Щукина Т.Ш., учитель начальных классов, СЗД, «Старший учитель»
Ершова Е.В., учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Кольчугино, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению модуль «Математическая радуга» для 1 класса общеобразовательного учебного учреждения разработана на основе :
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями ,приказ Минобразования Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643);
-примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15),
-авторской программы С. И. Гин, Ю. К. Войтовой, О. Р. Адамович, В. А. Сидоренко, Е. А. Никишаева Программа составлена в соответствии с содержанием обучения, предъявленным в учебной программе по математике для I–IV классов общеобразовательных учреждений, дополняет и расширяет его.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МБОУ «Кольчугинская школа №1 на 2016/2017 учебный год.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Результаты освоения модуля внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Математическая радуга» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты:
К концу обучения в I классе учащиеся будут иметь представление:
-о взаимном расположении точек и прямых на плоскости;
-цифрах как символах, используемых для записи чисел;
-приёмах сложения и вычитания чисел в пределах 20;
-разнообразии видов математических задач;
-методах математического моделирования, необходимых для решения простых задач.
К концу обучения в І классе учащиеся будут уметь:
-преобразовывать наглядные образы в арифметическую форму;
-при вычислениях использовать состав чисел, приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20;
-моделировать условия простых задач с использованием схематических изображений

Содержание модуля внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Знакомимся с исследованием (9 ч)
Взаимное расположение точек и прямых. ВД -игра
Графические диктанты: линейные узоры.
Подсчёт числа фигур, расположенных внутри другой фигуры.
Рисование фигур «одним росчерком»: «звезда», «конверт». ВД –пр.работаОригами: базовые формы «треугольник», «змей». ВД -конструирование
Развивающие игры Б. Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Сюжетные игры со спичками.
Направления. Прохождение маршрута, заданного стрелками. Нахождение закономерности ряда фигур. ВД -турнир
Геометрические иллюзии: двойственные изображения. ВД - проект
Знакомимся с преобразованиями (7 ч)
Цифры и числа. Моделирование образа цифры. ВД –коллективная работа
Мнемотехника: запоминание образа цифры.ВД -тренинг
Цифрозавры. Математическое домино.
Счётные палочки Кюизинера: цветные числа. ВД –пр.работаРешение комбинаторных задач методом перебора вариантов. ОВД- ИКТ
Задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, состоящими из двух-трёх элементов.
Задачи на упорядочение множеств, состоящих из трёх элементов. ВД -турнир
Знакомимся с вычислениями (10 ч)
Происхождение названий чисел первого и второго десятков. В мире «больших» чисел. ВД -исследование
Стихи, загадки о числах первого десятка. ВД -игра
Считалки и скороговорки, пословицы и поговорки с использованием чисел. Математические сказки. ВД -игра
Простые задачи на нахождение суммы. ВД -ИКТ
Простые задачи на нахождение остатка. ВД -ИКТ
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20. ВД -конструирование
Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении или вычитании. Вычислительные «машины». ВД -проект
Лабиринты. Математические игры с цифрами и числами.
Знакомимся с моделированием (7 ч)
Простые задачи на разностное сравнение. ВД –коллективная работа
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (вычитаемого).
Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. ВД –математическая экскурсия
Решение простых задач с использованием методов математического моделирования.
Решение простых задач на переливание, взвешивание, разрезание, распилы с использованием наглядных моделей. ВД – пр.работа
Тематическое планирование

п/п Тема Количество часов
1 Знакомимся с исследованием 9ч
2 Знакомимся с преобразованиями 7ч
3 Знакомимся с вычислениями 10ч
4 Знакомимся с моделированием 7ч
ИТОГО 33ч
Календарно-тематическое планирование
1 класс - (33 часа)
№ Дата
проведения Тема занятия Примечание
план коррекция 1 Знакомимся с исследованием(9ч)
Взаимное расположение точек и прямых. 2 Графические диктанты: линейные узоры3 Подсчёт числа фигур, расположенных внутри другой фигуры 4 Рисование фигур «одним росчерком»: «звезда», «конверт». 5 Оригами: базовые формы «треугольник», «змей». 6 Развивающие игры Б. Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат». 7 Сюжетные игры со спичками8 Направления. Прохождение маршрута, заданного стрелками. Нахождение закономерности ряда фигур9 Геометрические иллюзии: двойственные изображения10 Знакомимся с преобразованиями(7ч)
Цифры и числа. Моделирование образа цифры11 Мнемотехника: запоминание образа цифры. 12 Цифрозавры. Математическое домино13 Счётные палочки Кюизинера: цветные числа 14 Решение комбинаторных задач методом перебора вариантов 15 Задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, состоящими из двух-трёх элементов 16 Задачи на упорядочение множеств, состоящих из трёх элементов 17 Знакомимся с вычислениями (10ч)
Происхождение названий чисел первого и второго десятков. В мире «больших» чисел18 Стихи, загадки о числах первого десятка. 19 Считалки и скороговорки, пословицы и поговорки с использованием чисел. 20 Простые задачи на нахождение суммы.
Простые задачи на нахождение остатка. 21 Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 22 Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 23 Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении или вычитании 24 Вычислительные «машины». 25 Лабиринты. Математические игры с цифрами и числами 26 Знакомимся с моделированием (7 ч)
Простые задачи на разностное сравнение 27 Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (вычитаемого). 28 Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого 29 Решение простых задач с использованием методов математического моделирования 30 Решение простых задач с использованием методов математического моделирования 31 Решение простых задач с использованием методов математического моделирования 32 Решение простых задач на переливание, взвешивание, разрезание, распилы с использованием наглядных моделей 33 Решение простых задач на переливание, взвешивание, разрезание, распилы с использованием наглядных моделей