Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания учащихся




КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Фамилия
Имя Отчество Иванова Ольга Александровна
Должность Учитель по физической культуре
Личный E-Mail hernaypantera1@mail.ru
Телефон -Место работы МБОУ Лицей № 12 г.Химки
Образование высшее
Опыт работы 23 года
Профессиональные достижения Высшая квалификация.
Подготовка призеров первенств по командной гимнастике, к фестивалям «Гимнастика – для всех», подготовка учащихся к 1 международному конкурсу «Мириады открытий» по физической культуре, 2015 г.
Участник конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2014» г.Химки.

Аннотация
В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последнее в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка. К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой корригирующей гимнастики у современного ребенка приводит к серьезным нарушениям осанки, что в последствие может вылиться в самые разные болезни позвоночника. Однако существуют методики проведения коррегирующих упражнений для устранения подобных проблем. Поэтому я, как учитель, внедряю в уроки физической культуры коррегирующие упражнения. Осуществляю разнообразный подбор коррегирующих упражнений, которые нацелены на коррекцию нарушений осанки и развитие координации движений в процессе физического воспитания.
Ключевые слова
Правильная осанка, позвоночник, коррекция нарушений осанки, коррегирующие упражнения, динамические упражнения.

Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания учащихся
Современная школа во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья обучающихся. Увеличение числа различных специальных школ, лицеев, гимназий приводит не только к интеллектуальному развитию детей, но и к тому, что обучающиеся в начальной школе вынуждены больше просиживать за учебниками и тетрадями, став жертвами гипокинезии. Отсутствие двигательной компенсации не заменить ничем.
Единые требования к обучающимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек и отражаются на их нервно-психическом здоровье. К этому выводу пришли психологи и психоневрологи НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, изучавшие психофизиологические особенности мальчиков и девочек и процесс их социально-психологической адаптации к требованиям школы и общества.
Установлена отчетливая взаимосвязь частоты нарушений здоровья детей, отклонение осанки в критические периоды школьного обучения (6-7 и 11-12 лет) с их умственным и физическим развитие.
В этот период меняется двигательный режим ребенка. Ребенок больше сидит, нагрузка на позвоночник увеличивается, а выносливость к статическим нагрузкам в этом возрасте еще не достаточна. Чем больше движений совершает ребенок. Тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений человек познает окружающий мир, у него вырабатывается и совершенствуется двигательные навыки, формируется психика. Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять коррегирующие упражнения, которые благотворно действуют на центральную нервную систему. В результате их влияния у детей образуются много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее; улучшается согласованность (координация) движений; создается бодрое, радостное настроение.

На фото: О.А.Иванова на уроке физической культуры
Упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Кости начинают хорошо расти и становится более прочными; замещение хряща плотной костной тканью происходит без отклонений. Ежедневные выполнения коррегирующих упражнений предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета (искривление позвоночника, уплощение грудной клетки, изменение формы ног), укрепляют организм в целом и повышают его сопротивляемость различным заболеваниям. Во время движений к мышцам поступает больше крови и лимфы, которые приносят питательные вещества. Под влиянием упражнений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепляются.
Коррегирующие упражнения регулируют дыхание: делают его более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы и способствуют нормальному развитию грудной клетки. Улучшается вентиляция легких. Значительно увеличивается газообмен и кровь быстрее обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, активизируется легочное кровообращение. Облегчается работа сердца.
Деятельность сердечно-сосудистой системы под влиянием упражнений становится более эффективной, организм лучше снабжается питательными веществами, что особенно важно для организма ребенка. Мышца сердца сокращается энергичнее, сила ее возрастает; количество крови, выталкиваемое сердцем за одно сокращение, увеличивается, в связи с чем пульс несколько замедляется. Ускоряется так же ток крови в сосудах, возрастает количество крови, циркулирующей в организме.
Занятия коррегирующими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. При правильной их организации у детей воспитываются внимание, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается сила воли и вырабатывается характер.

На фото: коррегирующие упражнения на уроках физической культурыrighttop.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что здоровье детей зависит их жизнерадостности, духовной жизни, умственного развития, прочность знаний, вера в свои силы.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Дети при неправильном физическом и гигиеническом воспитании, а так же физически ослабленные и длительно болеющие утрачивают рефлекс правильной осанки. При нарушении осанки затрудняется нормальная работа легких, сердца, связочно-мышечного аппарата. Ребенок быстро утомляется, снижается его работоспособность, активность, он становится замкнутым, так как стесняется своих дефектов.
Чтобы борьба за правильную осанку была эффективной, нужно рано выявлять имеющие нарушения и правильно организовать весь комплекс профилактических и коррегирующих мероприятий.
Динамические упражнения аэробного характера улучшают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, которые ухудшаются при любых нарушениях осанки. Снимают нервно-мышечное напряжение. Нагрузки аэробного характера используют в качестве энергетического субстрата жир и способствуют ликвидации избыточного веса, который способствует развитию аномалий осанки.
Динамические упражнения аэробного характера хорошо восполняют дефицит двигательной активности, ликвидируют гиподинамию, которая является значимым фактором формирования нарушений осанки. При построении динамических композиций для подростков с нарушениями осанки важно учитывать следующие методические особенности:
- использование «разгрузочных» для позвоночника исходных положений лежа на спине, боку, животе; стоя в упоре на коленях и на четвереньках;
- выбор медленного и среднего темпа выполнения упражнений;
- предпочтение отдавать небольшой амплитуде движения туловища и конечностей;
- стараться не использовать упражнения, вызывающие сотрясения позвоночника (прыжки).
- выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание.
- следует учитывать, что формирование правильной осанки способствуют упражнения с предметами (скакалка, мячи, мячи медицинбола, фитбола, гимнастичекие палки, гантели и т.д.), с помощью этих упражнений можно усилить эффект воздействия на отдельные группы мышц.
Важно отметить, что упражнения динамического характера можно использовать на каждом уроке, что нравится детям.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. Целью рекомендуются проверенные опытом мероприятия:
1.Изучение и воспитание осанки с помощью зеркала.
2.Упражнения у вертикальной плоскости.
3.Ношение различных предметов на голове.
4.Упражнения в равновесии и балансировании.
Все эти упражнения способствуют развитию правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, укрепляют навыки правильного держания головы, воспитывают сознательное отношение к своей осанки.
Усвоение указанных поз формирует у школьников в процессе физического воспитания, по определению медиков, стереотип правильной осанки, т.е. свободное соблюдение ее основных характеристик без всяких усилий со стороны внутренних контролирующих механизмов.
При этом в формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Известные зарубежные специалисты Поль С. Брэгг и Р. Нордемар предлагают начинать формирование чувства правильной осанки с такого упражнения:
встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;
затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены;
прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца;
подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи;
проанализировать "чувства" всех частей тела, особенно мускулов спины и живота. Другими словами, спрограммировать свой позвоночный "компьютер" на положении нормальной осанки.
Выполнять это упражнение они рекомендуют как можно чаще. Как только ребенок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, ему разрешается идти вперед, сохраняя ту же осанку.
Выработка у школьников указанного чувства хорошо вписывается в систему популярных в профилактике многих заболеваний аутотренингов, построенных на возможности саморегулировать состояние разных физиологических функций и процессов.
И последнее, о чем следует помнить при коррекции нарушений осанки в процессе физического воспитания. Это вопросы индивидуальной и массовой спортивно-оздоровительной работы с учащимися в условиях образовательного учреждения.
Самым действенным средством профилактики и устранения недостатков в осанке служат физические упражнения.
Школьники 1-3-го классов очень подвижны, но вместе с тем нетерпеливы. Они быстро утомляются при однообразной относительно длительной работе. Естественную потребность детей в движениях надо направлять в правильное русло, воспитывать у них привычку ежедневно делать зарядку и заниматься физическими упражнениями.
Укрепляя организм школьников и гармонически развивая их мышечную систему, надо наряду с этим формировать у них правильную осанку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.
Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушения осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве.
Формирование нормальной осанки у младших школьников возможно лишь при направленной системе обучения и организации благоприятных условий двигательного режима, включающей:
три урока физкультуры в неделю и одно специальное занятия по формированию правильной осанки.

Литература:
1.Диагностика и коррекция нарушений осанка. Б.А.Поляев, Москва, 2003г.
2.Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания учащихся. Б.А.Поляев, Москва, 2003г.
3.Внедрение системы оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуру. Б.А.Поляев, Москва, 2003г.
4. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. Экспресс – диагностика нарушений осанки, плоскостопия у детей и комплексы коррегирующей гимнастики для самостоятельных занятий. Методические рекомендации. Ловейко И.Д.
5. «Позвоночник-ключ к здоровью». Поль С Брегг, Р Нордемар.