Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный мир дерева и металла»


Конспект образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Волшебный мир дерева и металла»
Программные задачи:
Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла.
Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.
Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
Закреплять знания о делении деревьев на лиственные и хвойные.
Развивать словарный запас путем введения новых слов: свойства, опыт.
Использовать опыт для нахождения истины.
Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Воспитывать бережное отношение к деревьям (лесу, зеленым насаждениям)
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за деревьями.
Дидактическая игра «Поплывет-потонет», «Наоборот».
Материал и оборудование:
- Картинки с изображением деревьев, тазики с водой, металлические бруски и деревянные, гвозди.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем играть в сыщиков! А искать мы будем. .. Подождите, раз вы сыщики, то найдете ответ на вопрос: «Что в этих коробках?» Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эти две коробки. А на них надпись: «Открыть любознательным детям подготовительной группы».
А как же узнать, в какой посылке что находится? (посмотреть).
А если не смотреть, то как узнать? (потрогать, понюхать, по звуку).
Если мы понюхаем, то узнаем, что лежит в коробке? Давайте попробуем.
Значит, что можно сказать?
А как по звуку узнать? Кто попробует? И последнее, как можно узнать? (потрогать)
Вы догадались, что в этих коробках?
А вот и гости, посмотрите, как они нарядились для встречи с вами.
Из чего сделан карандаш? (дерево)
Из чего сделан гвоздь? (железо)
Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес)
Ребята, как вы думаете, что такое лес?
Дети: Это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы.
Обобщение - Лес это дом, где вместе живут деревья, кустарники, травы, мхи, звери, птицы и насекомые. Какие вы умные и уж конечно знаете, какие деревья растут в наших лесах.
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, сыщики, как узнать названия деревьев?
Дети: По внешнему виду или просто прочитать.
Деревья не все одинаковые. Какие из них можно назвать лиственными и почему?
Дети: дуб, береза, каштан, тополь. Они называются лиственными, потому что на них растут листья.
Воспитатель: Какие из них хвойные?
Дети: сосна, ель, потому что на их ветвях вместо листьев хвоя.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу.
Воспитатель: А чем дерево может нам помочь?
Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.
А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?
Какой вывод можно сделать?
Правда? А разве дерево не мягкое и воздушное?
Ребята надо рассказать, чем дерево отличается от других материалов. Для этого надо вспомнить свойства дерева. Свойство – то, что отличает 1 предмет от другого.
- Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов сделанных металла?
И любому сыщику в этом поможет опыт. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
Приступим?
У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя
Непрозрачное. (Попытка посмотреть сквозь кубик. Рассматривание через лупу).Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)
Твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл.
Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах). (Работа с лупой).
Плавает в воде. (Работа с емкостями воды. Для сравнения металлическая скрепка. После опыта дерево остается в воде для опыта №8. Далее ребята работают с новыми образцами дерева).Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)
Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)
Поглощает влагу и от этого меняются в размере.
Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный). Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Как называется как это свойство?
- Вставайте в круг и поиграем в игру: « Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое, тонет, тяжелый
Воспитатель: Итак, уважаемые сыщики, какие свойства дерева (то, что отличает его от других материалов), мы узнали?
Дети: Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.
Да, вы очень сообразительные и самые настоящие сыщики.