Конспект по окружающему миру на тему Природные зоны холодного пояса

Конспект урока
Тема урока: "Природные зоны холодного пояса"

Цель урока: организовать изучение зоны холодного пояса.
Задачи:
воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

развивающие: развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.

познавательные: расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.


Тип урока: Урок открытия нового знания
Технология: урок-проект
Формы работы: фронтальные, групповые
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:
Самостоятельная работа над новым материалом
Проблемные задачи
Использование ТСО
Оборудование: компьютерный комплекс, учебники "Окружающий мир" 2 класс 2 часть автор Вахрушев А.А., атлас для школьников "Природоведение", карточки с индивидуальным заданием, инструкции по работе в группе, картинки с изображением животных и растений, листы дневника наблюдения, тексты для самостоятельного изучения, фишки для оценки работы групп.
Данный урок входит в систему уроков по изучению природных зон России, является вторым уроком. Учитель в дальнейшем может продолжить работу по изучению природных зон России основываясь на проектной деятельности.
Национально-региональный компонент: В ходе урока учащиеся углубляют и уточняют свои знания о климате Якутии, природных особенностях, обитателях животного и растительного мира, самостоятельно добывают информацию о животных и растениях занесенных в Красную книгу.

Ход урока
1.Оргмомент:
У.- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок окружающего мира.
Но для начала, я вам прочитаю стихотворение, а вы мне в этом поможете, хорошо? На слайдах будут появляться слова, которые вы прочитаете вслух. Ну, что в путь?
Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно “почему” меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. “Что” мышкой шныряет под листьями в норах, “Кто” ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит “отчего” на зеленом листке, “Куда” полетело верхом на жуке, “Зачем” вслед за ящеркой взлезло на пень Вопрос за вопросом, и так – целый день. Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром.
- В какое время года так выглядит лес?
Д. – Так лес выглядит летом.
- Ребята, а вы узнали этот лес?
Д. – Да. В этот лес мы часто ходим.
-Да, а еще мы ходим в это лес в поход на экскурсию.
2. Актуализация знаний
Сообщение темы и цели урока:
- А сегодня я приглашаю вас отправиться в научную экспедицию.
- Кто из вас знает, что такое экспедиция? ответы детей (справка из словаря – СЛАЙД 2)
- А как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Эта панорама подскажет нам. (предположения детей)
Надписи: Зона холодного пояса: Арктические пустыни и тундра.
-Мы с вами отправимся в зону холодного пояса. В арктические пустыни и тундру.
- А чего здесь не хватает?
Д. - Нет животных, птиц, растений, место безжизненное.
- На самом деле это удивительное место.
3. Постановка проблемы
У. - Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Наш путь лежит за Полярный круг, в зону арктических пустынь, а затем в тундру. Эту зону еще называют Крайним Севером. Что вы представляете, когда я произношу слова Крайний Север? СЛАЙД 3
Д. – там холодно, мрачно, темно, дует ветер, много снега.
У. - На Крайнем Севере расположена большая часть Якутии – нашей республики. СЛАЙД 4
- Мы с вами узнали, что экспедиции занимаются научными исследованиями. Как вы считаете, а что мы будем изучать на Крайнем Севере?
Д. – Мы будем изучать природу, животных, птиц, природные условия, растения.
(учитель записывает предположения детей на доске)
У. - В состав нашей экспедиции вошли три группы ученых: географы, ботаники и зоологи.
- Чтобы работа была успешной, какие правила мы должны соблюдать при работе в группах?
Д. – Работать надо дружно, не перебивать, внимательно слушать.
- Если кто-то нарушит правило, то мой помощник вам напомнит: даст сигнал!
Памятка на доске.
У. – Изучая этот суровый и прекрасный край, наша панорама оживет!
Первая группа – географы. Вы разберетесь, почему здесь такие суровые условия, изучите климат, природные явления.
Вторая группа – ботаники. Вы узнаете, какие растения встречаются в арктической зоне и тундре. Как они приспособились в суровым условиях холодного пояса.
Третья группа – зоологи. Вы будете наблюдать, какие животные населяют холодный пояс. Выясните как звери и птицы приспособились к жизни на Крайнем Севере.
У. - Вы можете пользовать любым материалом, который находится у вас на столах: учебники, научные тексты из энциклопедий, атласы.
- У каждой группы на столе есть карточка-помощница с опорными вопросами, которые помогут не сбиться вам с пути.
- Все члены научной экспедиции ведут дневники наблюдений. У вас они тоже есть. И чтобы не растерять всю собранную вами информацию, вам надо ее сохранить на листах дневника. Время работы в группе 7 минут.
- Желаю вам удачи и интересных открытий!
- Работа в группах заканчивается, осталась 1 мин.
4. Работа в группах. СЛАЙД 4
- Работа закончена, группам нужно собраться вместе и доложить о своих открытиях.
А чтобы собраться всем вместе нам нужно встать. Я буду читать вам стихотворение, а вы повторяйте движения за мной.
ФИЗМИНУТКА
Ребята показывают движения вслед за учителем
Шагаем мы рядом, (шагают на месте) Рюкзак за плечами. Солнце на небе, (подняли руки вверх и потянулись) Земля под ногами. (присели на корточки) Справа - товарищ, (повернуться к соседу справа, дотронуться до плеча) Слева - подруга. (повернуться к соседу слева, дотронуться до плеча) Встанем на месте - Поддержим друг друга.(взяться за руки)
- Теперь наша дружная экспедиция готова поделиться своими знаниями.
5. Презентация группами своей работы.
- Прежде всего, чтобы изучать этот прекрасный удивительный край, нужно обязательно внимательно слушать и оценивать работу других групп. На столах у вас лежат фишки разных цветов для оценивания, зеленый: все верно и все понятно, желтый: в рассказе были ошибки, красный: не все понятно.
1)Начнем с географов. Что вы узнали о климате зоны холодного пояса? Какое самое удивительное явление можно наблюдать в зоне холодного пояса?(северное сияние)
Оценка работы группы
Уточнения.
2) Ботаники.
Оценка работы группы
Уточнения.
3) Зоологи
Оценка работы группы
Уточнения.
У. – Итак, что же мы с вами выяснили. Почему в полярных областях холодно?
Д. -Там холодно, потому что солнца находится низко, солнечные лучи скользят по поверхности земли, слабо прогревают землю.

6. Заключительный этап. Подведение итогов.
У. - Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы! Теперь вам нравится наша картина?

7. Домашнее задание.
Разнообразен и удивителен мир зоны холодного пояса. Природа севера очень ранима. Чтобы вырасти, например, такому маленькому растению как олений мох, нужно очень много времени. А след вездехода, проехавшего один раз в тундре, остается черной раной десятилетиями. Многие животные находятся на грани вымирания. А что человек делает, чтобы эти виды не исчезли навсегда?
Д. – Человек их охраняет, защищает.
У. – Дома вам нужно узнать больше о редких животных и растениях, составить странички Красной книги.
- Наша научная экспедиция прекрасно поработала, и природа дарит нам возможность увидеть северное сияние.
Клип "Северное сияние"
- Ребята, кому понравилась наша научная экспедиция, и кто бы хотел и дальше раскрывать тайны природы, встаньте, пожалуйста. Молодцы, я очень рада.
- Спасибо за урок!





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕКСТЫ

Холодный пояс объединяет две природные зоны: арктические пустыни, зона тундры.
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Зона арктических пустынь занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полосу его побережья. Снег и лед покрывают ее почти весь год. Зима очень суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до – 60. Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Солнце совсем не показывается над горизонтом.
В это время можно наблюдать удивительное явление – Северное сияние
Весна очень короткая. Летом – избыток света. Ночи совсем нет – стоит полярный день. Земля оттаивает лишь сверху и то не везде. В суровых условиях, казалось бы, не может выжить ничто живое. Но здесь совсем не пусто.
ТУНДРА
Следующая природная зона расположена к югу от зоны арктических пустынь. Это тундра. А встречает нас самое ценное и крупное животное этой зоны – северный олень.
И в тундре зима суровая. Морозы здесь бывают до – 50. Зимой и в этих местах царит полярная ночь. Только она несколько короче. Часто дуют сильные ветры, переходящие в бураны и метели. Весна короткая. Приходит лишь в конце мая. Зато много света. Вскрываются реки, сходит снег.
Лето холодное и короткое. Но иногда температура поднимается до 25 тепла. Летом наступает полярный день. Но он уже короче. Оттаивает лишь верхний слой почвы, а ниже – многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота задерживает дождевую и талую воду, поэтому в тундре много озер и болот.
“Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним Севером или Арктикой. “Арктос” - страна белых медведей. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток тянется безлесная равнина. Зима в тундре долгая и суровая. Морозы до 50 градусов. В середине зимы наступает ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ и как в ледяных и пустынях бывает северное сияние. Лето короткое и прохладное. И хотя наступает ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ, часто бывают заморозки, а иногда выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы испаряется очень медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре так много болот, озёр, рек. Для всего живого условия в тундре очень суровые, но жизнь здесь разнообразная”.
Северное сияние – это удивительное явление природы. Небо сверкает блестящими разноцветными полосами, переплетаются причудливым узором. Эти лучи сверкают, отливая необыкновенно чистыми цветами радуги. Вблизи северного полюса северное сияние можно наблюдать ежедневно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дневник наблюдения географов


Арктические пустыни
Тундра

Климат



















Карточка – «помощница»

Прочитайте текст.
Выберите самые главные слова, которыми можно описать Арктические пустыни и тундру.
Как расположено солнце над горизонтом – прикрепите изображение солнца на картину.
Опишите климатические условия зоны холодного пояса: какая здесь температура, продолжительность дня и ночи, лета и зимы, особенности этой зоны. Запишите информацию кратко в дневник наблюдения.
Расскажите о самом удивительном явлении в зоне холодного пояса.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Дневник наблюдения ботаников


Арктические пустыни
Тундра

Растительный мир




















Карточка – «помощница» для группы ботаников

Выберете, какие растения растут? Выпишите названия этих растений в листок дневника наблюдения.
Как растения приспособились к жизни? (опишите корни, стебли, листья).
Подготовьте устное сообщение



















ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Дневник наблюдения зоологов


Арктические пустыни
Тундра

Животный мир
























Карточка – «помощница» для группы зоологов

Выберете, какие животные и птицы обитают? Выпишите названия этих животных в листок дневника наблюдения.
Как они приспособились к жизни? (густота меха, цвет, чем питается, где обитает)
Подготовьте устное сообщение

















ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интересные факты
Полярные медведи. Белые медведи хитрые охотники. Он обладают прекрасным обонянием, могут долгие часы проводить в ожидании добычи. Полярные медведи могут бегать со скоростью 40 км/ч. Весной у них рождается 2 детеныша, редко один или три. По наблюдениям ученых белые медведи живут 30-40 лет. В массе достигают 800 килограмм.

Кайра. Эти птицы отлично летают, плавают и ныряют. Кайры гнездятся на вертикальных каменных обрывах. Только одно яйцо откладывает она за короткий период полярной весны. Яйцо у кайры конусовидной формы.

Морж. Самый крупный представитель ластоногих. В длину достигает боле 4 м и может весить до 2 тонн.

Стерх – белый журавль. Редчайшая и красивейшая птица планеты. Священная птица якутов, которую почитают и любят, называя ее птицей счастья. Масса взрослой птицы около 7 килограмм, а высота 1 м. Эта птица откладывает всего два яйца, а выживает только один птенец. Занесена птица в Красную книгу.

Розовая чайка. Долгое время считалась сказочной птицей, которой в реальности нет. Ученые называют ее жар-птицей Севера из-за необычного яркого оперения. В наше время занесена птица в Красную книгу. Чайки могут жить по 9 и 7 семей. Всего три яйца откладывают эти редкие птицы.

Тупик. Длина тела 30-35 см, весят 450500 г. Очень нарядные птицы. Высокий ярко окрашенный клюв сильно сжат с боков. Спина чёрная, низ тела белый. Лапы оранжево-красные. Тупики хорошо ходят, летают, плавают и ныряют, используя крылья и лапы.

Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самцов, так и у самок. У этих животных широкие копыта, которые позволяют им не проваливаться в снег. Это довольно крупное животное. В длину северный олень достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у него длинная, густая и волнистая.

Я
·гель, или оле
·ний мох. Растёт очень медленно: 35 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.

















15