Статья «Дифференцированное обучение – залог взаимопонимания учителя и ученика»


Статья
«Дифференцированное обучение – залог
взаимопонимания учителя и ученика»
автор: психолог
Корнева Светлана Анатольевна
Любить детей - этого мало,
Надо знать их.
Проф. М.Н.ГернетШкола является важным этапом возрастного развития и становления личности каждого ребенка. Она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на среднестатистического ученика, на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Но пора вспомнить, что каждый ребенок - это индивидуальность, и к каждому ученику необходим индивидуальный подход. Однако, можно столкнуться с противоречием теоретического и практического использования данного утверждения. Работая над данной проблемой я нашла несколько путей ее решения. И наиболее эффективным, на мой взгляд, является индивидуальный подход на основе дифференцированного обучения. Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями:
·   создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
·   активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
·   обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).
В процессе организации урока учителя используют:
·   Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
·   Альтернативные задания для добровольного выполнения.
·   Задания, содержание которых найдено учеником.
·   Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Что же касается домашнего задания, то данный подход можно реализовать следующем способом: использовать три уровня домашнего задания. Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Третий уровень, более сложный, используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Данные уровни позволят ученику выполнить посильное ему задание. Таким образом, даже у слабоуспевающего ученика появляется возможность показать свои возможности. Соответственно успешно выполненное задание даст стимул пересмотреть свои взгляды, силы и мотивы в обучении. Ему захочется попробовать выполнить задание уже второго уровня, что подтолкнет слабоуспевающего ученика дополнительно изучить, прочитай или найди необходимые знания.