Тема духовного перерождения человека в рассказе Чехова Ионыч

Эске Людмила Александровна,
учитель высшей категории по русскому языку и литературы
Джалтырской средней школы №2
Астраханского района
Акмолинской области
С.Жалтыр

Тема духовного перерождения человека в рассказе Чехова «Ионыч».

Цели:
-Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;
-формировать у учащихся собственное отношение к прочитанному; расширить и углубить представление учащихся о нравственных принципах писателя;
- развивать умения и навыки обобщения материала,
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к действительности, стремиться к прогрессу, личному и общественному.
Наглядность: портрет А.П.Чехова, худ. текст, иллюстрации к рассказу.

Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок- исследование.
ИКТ: медиапроектор + презентация.
Надо быть ясным умственно,
Чистым нравственно и опрятным
физически.
А.П. Чехов.
Едва ли не главную роль в формировании Чехова – человека и писателя- играл труд. Труд упорный, систематический, труд, которым с детских лет заполнена была вся его жизнь.
Из письма Чехова к жене: « Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает»
Современники о Чехове.
Человек редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов
И.А. Бунин.
Я видел самое прекрасное и одухотворенное лицо, какое только мне приходилось встречать в жизни Он умел слушать и расспрашивать, как никто.
А.И. Куприн.
Ах, какой милый, прекрасный человек, скромный, тихийПросто чудесный!
Л.Н. Толстой.
Талант огромный и оригинальный. А его рассказы – изящно ограненные флаконы со всеми запахами жизни в них.
М. Горький.
В свое время было много споров о нем: кто он – великий или нет? Выражает ли он свою страну или только себя? Поднимает ли он достоинство своего народа или роняет его?
Но мы-то знаем, что великий! Мастер слова, А.П. Чехов, целиком погружался в тревогу: он чувствовал несоответствие между словом и делом, между обещанием и выполнением.
Максим Горький писал: «Врагом Чехова была пошлость. Он всю жизнь боролся с ней. Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, - искусством, которое доступно только человеку высоких требований в жизни, которая создается горячим желанием видеть людей простыми, гармоничными и красивыми».
Чехов резко осуждал ограниченных, эгоистичных представителей интеллигенции, далеких от общественной жизни, часто равнодушных к окружающим и мечтающим только о мелком мещанском счастье. Рассказ - основной литературный жанр Чехова. Рассказы Чехова поражают своим разнообразием. Они небольшие по форме, но ёмкие по содержанию. Писатель умел сказать многое немногими словами. «Несравненный художник жизни», - так назвал Чехова Л.Толстой. В своих рассказах писатель неоднократно обращается к теме разрушения человеческой личности.
Центральная тема всего творчества Чехова- протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства- звучит в рассказе « Ионыч» (1898)Удивительно просто и талантливо показал Чехов в своем рассказе, как влияет на душу человека пошлость и мещанство.
Основная идея произведения заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»
«Ионыч»- это история о том, как молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и жадного обывателя.
И сегодня на уроке мы попытаемся исследовать причины этого превращения.
Чехов вводит испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени.
В какой последовательности происходят в рассказе события?
-Зимой Дмитрия Ионыча « представили Ивану Петровичупоследовало приглашение» ; «весной, в праздник- это было Вознесение», Старцев, отправившись в город, «решил сходить к Туркиным, посмотреть , что это за люди». « Прошло больше года», и вот он вновь у них в доме по просьбе заболевшей Веры Иосифовны, « и после того стал бывать у Туркиных часто, очень часто»
-В чем своеобразие художественного времени в рассказе « Ионыч»?
- В первых четырех главах повествование ведется в прошедшем времени. В последней главе автор ведет повествование в настоящем времени: «тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. У него уже есть имениено все же он не бросает земского места.»
-С темой времени связан мотив превращения. На первом плане естественное движение: от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании -движение вспять, постепенное опустошение, превращение в равнодушное существо.
Рассказ начинается изображением губернского города.
Что пишет Чехов о культурной жизни города?
Чтобы дать читателю представление о здешней жизни, писатель знакомит его с «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей, семьей Туркиных.
Расскажите об этой семье.
-В доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определенный эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь. Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.
-Прочитайте отрывок рассказа со слов « Старцеву представили Екатерину Ивановну» до слов « Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами»
-В каком месте данного отрывка вы бы выделили абзац?
Почему автор этого все-таки не сделал?
-Чехов нарочно не прерывает повествования, когда сначала описывает Екатерину Ивановну, а затем говорит о чаепитии, подчеркивая тем самым, что все это стоит в одном ценностном ряду у героев.
-Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева.
- Бедный разночинец ( «дьячковский сын» ), он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересуют серьезные вопросы, интересует литература, искусство. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, в беседах с Котиком жалуется на окружающих его людей. (Каков собирательный портрет жителей города? )
Облик героя рассказа раскрывается в его любви. Любовь была единственным поэтическим переживанием в его жизни. Но была ли это настоящая любовь?
Сценка – свидание Старцева с Котиком.
Что вы скажете о Дмитрии Старцеве? (Что он влюблен, его восхищает в Котике её начитанность) Как любовь изменила жизнь Старцева? Прочитайте его слова о любви. Каким мы видим Старцева в этом отрывке? Какое у него состояние души?
Какой эпизод является кульминацией рассказа?
- Эпизод « На кладбище». Это самый поэтический момент в жизни Дмитрия Старцева.
-Как доктор попал на кладбище?
Каким предстает мир перед Дмитрием Ионычем на кладбище? Какие чувства вызывает у Старцева этот мир?
- Старцев впервые и в единственный раз в жизни увидел «мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет.»
Как вы думаете, почему Чехов, считавший краткость «сестрой таланта», уделил этому эпизоду так много внимания? Посчитайте, сколько раз он сказал о луне и лунном свете?
- Герой, зачарованный особой магией кладбищенской атмосферы, задумался о том, « как нехорошо шутит над человеком мать- природа», о загадке жизни и смерти. Все живое, жаждущее любви, возмутилось в нем.
-Какая фраза возвращает доктора к его безынтересной жизни? ( Ох, не надо бы полнеть!)
Именно отсюда, с эпизода несостоявшегося свидания и романа, начинается жестокая проза жизни, вырождение человеческой личности, превращение Старцева в Ионыча. Любовь, едва возникнув, уже пугает его.
Найдите в тексте подтверждение этому.
(«К чему приведет этот роман?- размышляет он, получив записку от Котика.-Что скажут товарищи, когда узнают?» В этих опасениях слышится страх перед жизнью. Обывательские нотки все больше снижают чувство Старцева. « А приданого они дадут, должно быть немало», - думает влюбленный молодой человек. Предложив руку и сердце и получив отказ, Старцев страдалровно три дня.)
Но как бы ни была эта любовь бедна, неглубока, она одна только связывала Старцева с живой жизнью. Постепенно он опускается все ниже и ниже.
-Сравните характеристику Старцева в 1й и 4й гл. Какими же становятся его интересы?
(его интересы становятся такими же , как и интересы других обывателей: он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города. Он слился с обывательской средой, стал своим. Его и величают по- свойски- Ионычем, как близкого человека.)
Проследите, как процесс духовного обнищания сказался в языке Старцева?
И вот он снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои.
Какими они стали?
(Он опустился окончательно, она стала более зрелой, серьезной, поняла главное: «Я такая же пианистка, как мама писательница»)
Последняя иллюзия Екатерины Ивановны, с которою ей тоже приходится расстаться,-это любовь Старцева.
Сцена последнего свидания. Каковы мысли Старцева во время свидания? Что пишет Чехов о душе Старцева в сцене последнего свидания? Почему Старцев отказался от любви?
Ситуация повторилась, но герои поменялись ролями.
(Если Котик стала Екатериной Ивановной, то Дмитрий Ионыч- просто Ионычем. Ионыч потерял человеческий облик: когда он, «пухлый, красный» сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог»
-Давайте вернемся к мыслям молодого Старцева перед его поездкой на кладбище. Как он рассуждает? « И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать»
-Чем интересен этот отрывок?
-Здесь приводится самооценка Старцева. Она достаточно высокая. И явно завышена. Кто и когда еще характеризовал Старцева как интеллигентного человека? ( В начале рассказа жители города.)
-Что означает слово «интеллигентный»? В переводе с латинского «понимающий». Интеллигентный человек прежде всего способен понять другого человека, понимает свой долг перед обществом, окружающими, старается овладеть духовным богатством, накопленным человечеством. Интеллигентный человек - прежде всего личность, способная на неповторимые мысли и чувства, смелые решения и поступки.
-Так можно ли считать Старцева интеллигентным человеком? Он не состоялся как личность. Стремление к сытости и богатству оказались сильнее. В этом причина его нравственного падения.
Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. В гоголевском Плюшкине человека съела страсть приобретательства. Но это был помещик, основа его болезни- душевладение. Старцев- разночинец, врач. Всю жизнь он работает. Но и деятельность исключительно ради денег оказались не менее смертоносной для человеческой души, чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным правом.
Глава 5 – итог всей жизни Старцева.
Что же изменилось в Старцеве за эти несколько 7-8 лет?
(выразительное чтение главы 5)
-     Изменился внешне,
-     изменилось отношение к работе (спешно принимал больных),
-     стал жадным, мещанином (вкладывал деньги в недвижимость),
-     стал пошлым (невоспитанным, бесцеремонным), пренебрежительно относится к людям, как отзывается о своей бывшей возлюбленной),
-     изменился характер (тяжелый, раздражительный),
-     изменились его интересы (еда – высшее наслаждение!),
-     изменилась речь (практически разучился говорить),
-     он свой! (его зовут Ионычем).
Итак, страсть к накопительству, обжорство, игра в карты – это все, что держит его в жизни.
Произошло духовное разложение, падение личности – т.е. деградация. Что означает слово «деградация»? Деградация (фран.)-постепенное ухудшение, упадок. Отчего же так быстро деградировал Старцев?
Хочу обратить внимание на такую деталь: среда, в которой жил Старцев, окружала каждого мыслящего человека в России. Не все же превращались в ионычей?
Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то такого, что привело его к духовному перерождению?
-         гл. 1 , «сказал и Старцев» (лицемерие)
-         гл. 4, «И Старцев избегал разговоров но молчалполяком не был».
Здесь важна деталь:  Старцев раздражался, но молчал и ел.
В чем беда?  (Конечно, выступать с гневными речами в кругу тупых и злобных мещан было бессмысленно, но беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся).
Чехов, чтобы мы верно его поняли, тут же создает многозначительную деталь:
Глава 4, чтение текста от слов: «От таких развлечений, как театр и концерты» до слов «вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».
А ведь это еще молодой Старцев, это еще первые 4-5 лет его службы. Видимо, его добрые мысли и чувства были относительно поверхностны и неглубоки.
Что еще говорит об этом?
а) Об этом убедительно говорит и история его любви.
Вспомним, как он собирался делать предложение? (Его сладкие размышления о будущем словно бы невзначай начинаются мыслью о приданом. «А приданого они дадут, должно быть, немало», - и ею же кончаются: «Дадут приданое, заведем обстановку».
Он влюблен, без сомнения. Но в его голове «какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждает, высказывает опасение: как бы чего не вышло».
б) Переживал он ровно 3 дня (согласитесь, что для настоящего чувства маловато).
в) Любопытна сцена на кладбище, куда Старцев едет, подчиняясь не очень умной шутке Котика. Картина ночного кладбища резко контрастирует с любовью Старцева. Он вначале чувствует грусть, затем страх, затем страсть. В этой страсти нет ничего предосудительного, но здесь, среди могил, она неуместна. В сущности, перед нами человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия, а перед объяснением с любимой думать о том, сколько за нею дадут денег.
Мудрено ли, что и горло, и сердце его так скоро заплывают жиром, что он становится тяжел, раздражителен, криклив.
Можно ли утверждать, что Старцев изменил своим убеждениям? (Ренегат).
Ренегатство(новолат.)-отступник, измена прежним убеждениям.
Если да, то каким именно.
Ответ не столь очевиден, как может показаться с первого взгляда.
Да, Старцев разбогател, разжирел, ездит на тройке и т.д. Но разве это измена? Разве мало очень полных  и вполне порядочных людей средних лет?
Ионыч разбогател, но разбогател потому, что очень много работает: у него в городе «громадная практика». Нельзя не видеть, что Старцев по-прежнему одинок, он даже в клубе ужинает за большим столом один. Ионыч кричит на больных – это верно. Но от врача требуется прежде всего, чтобы он помог больному. А Старцев популярен как умелый врач, его зовут на консилиум.
Но (!): гибнет в Ионыче человек, призванный, как думала Екатерина Ивановна, служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрел себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в «языческого бога», в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: « Вот и все, что можно сказать про него»
.-Но почему же на этом не заканчивается само повествование? В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и бездушное стяжательство Ионыча. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
Нравственная деградация Старцева Д.И.
1
Благородная цель в жизни :быть врачом, помогать страдальцам.
Теперешний идеал- лишь обеспеченность и покой.


2
.Был бодрым, энергичным, мог пройти 9 верст(9,5 км.) и не чувствовать усталости.
Пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».


3
Чувствовал красоту природы, интересовался музыкой, литературой.
Уклоняется от просмотров спектаклей и концертов.

4
Любил общаться с людьми.
Черствый врач, не желающий потерять ни одной минуты на разговоры с пациентами.


5
Способен был любить, мечтать.
Умерло даже его единственное поэтическое воспоминание.


6
Любил девушку.
Чувствуя страх за свою спокойную, налаженную жизнь, радуется тому, что не женился на ней.


«Ионыч»- это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует бытьА ведь судьба Ионыча могла сложиться и по-иному. Почему же этого не произошло?
Чехов подчеркивает еще одну внешне малозначительную, а на деле решающую черту: Ионыч все жаловался, все только жаловался.
-         «С нею он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей»
-         А еще через 4 года, в момент последнего душевного движения, «ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. Огонек все разгорался в душе и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь».
Вывод: Он не борется, он смирился.
Есть ли в современной нам жизни люди, подобные или похожие на Старцева?
-Обратимся вновь к эпиграфу урока .Как вы поняли слова А.П.Чехова?(необходимо быть интеллигентным человеком, каким был замечательный русский писатель А.П. Чехов.)
Несмотря на то, что рассказ написан в далеком уже 19 веке, нравственно- философская идея рассказа и его проблематика остаются актуальными сегодня.
. В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям:

·         не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды,

·         вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам,

·         не предавайте светлых идеалов молодости,

·         не предавайте любви,

·         берегите в себе человека!
.«Какое наслаждение уважать человека!» - писал А. П. Чехов. Чтобы наслаждение не утерять – надо беречь в себе человека.
Закончить урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»:
Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
.До сущности истекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.
Все время схватывая нить судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.
Будьте счастливы! И помните: ваше счастье зависит от вас.

·Подведение итогов урока.

·Домашнее задание: составить тестовые вопросы по тексту рассказа и биографии писателя.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115