План-конспект урока Климатические пояса России


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЕБЕТОВСКАЯ ШКОЛА ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ТИПЫ КЛИМАТА РОССИИ»

Разработала:
Учитель географии
Куроптева Татьяна Анатольевна
пгт. Щебетовка - 2016
Цели урока:
Формировать знания о климатических поясах и типах климата России;
закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;
способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицами, климатодиаграммами);
развивать монологическую речь учащихся;
воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая и климатическая карты России, атласы, учебник «География. 8 класс» А. И. Алексеев, издательство «Просвещение», контурные карты, ПК, проектор, экран, презентация «Климатические пояса и типы климата России».ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие. Проверка присутствия. Проверка готовности к уроку.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Учитель. Определите соответствие понятий их значениям (указать соответствие понятия его значению стрелкой).
Контроль. Взаимопроверка.

п/п Понятие №
п/п Значение
1 Климат 1 Поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, снега, льда.
2 Солнечная радиация 2 Изменение свойств воздушных масс при их движении
3 Суммарная радиация 3 Изолиния, соединяющая точки земной поверхности с одинаковыми температурами воздуха.
4 Воздушная масса 4 Переходные зоны между различными воздушными массами
5 Циркуляция атмосферы 5 Количество влаги, которое может испариться при данных температурных условиях.
6 Трансформация воздушных масс 6 Излучение солнцем тепла и света
7 Атмосферный фронт 7 Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха за сутки, месяц, год.
8 Циклон 8 Большие объёмы воздуха тропосферы со сравнительно одинаковыми свойствами.
9 Антициклон 9 Атмосферный вихрь с понижением давления в центре
10 Коэффициент увлажнения 10 Приходящая солнечная радиация на поверхности Земли
11 Испаряемость 11 Изолинии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковым атмосферным давлением
12 Испарение 12 Многолетний режим погоды в данной местности
13 Амплитуда температуры 13 Система воздушных течений над поверхностью Земли
14 Изотерма 14 Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре
15 Изобара 15 Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период
Критерий оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл:
«5» - 14 – 15 б;
«4» - 11 – 13 б;
«3» - 8 - 10 б.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Звучит музыка «Песня о погоде» из кинофильма «Служебный роман» на экран выводится презентация (2-6 слайды).
Учитель. Посмотрите на экран (7 слайд).
Что обозначают эти цифры?
Может ли такая большая страна располагаться в одном климатическом поясе?
Что нам сегодня предстоит изучить?
Какие задачи перед нами стоят.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Используя климатическую карту атласа и материалы таблицы на странице 99, заполните таблицу.
Тип климата Где распространён ВМ Температура, 0С осадки
январь июль Арктический Острова Ледовитого океана и его побережье
АВМ ? ? 200 – 300 мм
Субарктический Территория за полярным кругом на Русской и Западно-Сибирской равнинах, Восточной Сибири до600 с.ш. УВМ
АВМ - 8 0С, - 40 0С +4 0С, +12 0С ?
Умеренный:
а) умеренно - континентальный ? ? - 4 0С, - 20 0С +12 0С, +24 0С 800 – 500 мм
б) континентальный Западная Сибирь УВМ ? ? 600 на севере;
200 мм на юге.
в) резко-континентальный ? УВМ - 25 0С, - 45 0С +16 0С, +20 0С ?
г) муссонный Южные районы Дальнего Востока ? - 15 0С, - 30 0С ? 600 – 800 мм
д) морской Камчатка УВМ ? ? ?
Субтропический Черноморское побережье Кавказа ? + 1 0С, + 6 0С + 22 0С - + 24 0С ?
Учитель. По итогам работы с таблицей вы можете ответить на вопросы:
В пределах каких климатических поясов расположена Россия?
Покажите на карте границы климатических поясов.
Какой климатический пояс делится на области?
Назовите эти области.
Физкультминутка на уроке
Движения выполняются плавно.
Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» - Нарушать дисциплину не будем?» - Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Если дети перепутали ответ, упражнение повторяется. Продолжим игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай – ай – ай!»
Положительная психологическая настройка, которую даёт это упражнение, быстро организует ребят на продуктивную работу.
Учитель. Теперь давайте рассмотрим климатодиаграммы и научимся работать с ними.
Объяснение принципа работы с климатодиаграммами на примере климатодиаграммы города Мурманск (слайд 9).
А теперь самостоятельно разберите климатодиаграммы на странице 97 городов Котельный, Москва, Тобольск, Якутск, Владивосток, Сочи.
Как изменяется количество осадков при движении на восток?
Что происходит с амплитудой температур при движении на восток?
Попытайтесь объяснить, в чем состоит суть явления «континентальность».
От чего зависит континентальность климата?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. У вас на партах лежат карточки обозначающие виды климатов: красная соответствует арктическому климату, синяя – резко-континентальному, жёлтая – муссонному, белая – умеренно-континентальному, зелёная – субарктическому.Задание 1. Я задаю вопрос. Вы должны поднять карточку, которая будет соответствовать ответу на поставленный вопрос.
Самый холодный климат ….? (арктический);
Самая холодная зима в …. климате (резко – континентальном);
Самое холодное лето в …. климате (арктическом);
Наибольшую амплитуду температуры имеет …. климат (резко – континентальном);
Зима холодная и сухая, а лето влажное в … климате (муссонном);
Мы живём в …. климате (умеренно-континентальном).
Задание 2. Устный географический диктант.
Какому типу климата соответствует описание:
Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около 0 0С. Осадков не много, но увлажнение избыточное (арктический);
Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето тёплое. От +12 0С, +14 0С на севере до +20 0С на юге (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат);
Зимой устанавливается морозная, ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето тёплое +16 0С, +18 0С (резко-континентальный);
Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди (муссонный).
ОЦЕНИВАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать параграф 24. Составить климатодиаграмму своего населенного пункта на основе данных, полученных метеоплощадкой при Карадагском заповеднике.