Конспект урока по теме Климатические пояса Земли. 7 класс коррекционной школы.


Конспект урока
Школа – ГОУ Республика Коми специальная коррекционная школа-интернат №4, г. Сыктывкар (для неслышащих обучающихся)
Класс – 7
Учитель – Сильянова Татьяна Николаевна, учитель географии.
Учебник – География материков и океанов под ред. В.А.Коринской, И.В.Душиной, В.А.Щенева, 2013г.
Тема урока - « Климатические пояса Земли»
Тип урока: комбинированный, мультимедийный.
Формы, приёмы и методы.
Формы: фронтальная, работа в парах, работа в группе, индивидуальная.
Приёмы: подводящий диалог, приём рефлексии, оценка успешности.
Методы: обмен мнениями, анализ, сравнение, частично-поисковый.
Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.
Задачи урока:
Образовательные:
-Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.
Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.
Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
Развивающие:
Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.
Продолжить формирование научного мировоззрения.
Воспитательные:
-Продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы.
Воспитывать у учащихся навык самоконтроля за речью.
Коррекционные:
-Формировать коммуникативные учебные действия.
-Работать над формированием связной речи учащихся.
-Обогащать словарный запас.
-Работать над развитием слухового восприятия
Оборудование и материалы: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, компьютер, экран.
Ход урока.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (ответ учеников).
I. Актуализация знаний учащихся (Учитель задает вопросы за экраном, идет развитие слухового восприятия учащихся )
Форма работы - фронтальная
1.Какие ветры называют постоянными?
2.Какие постоянные ветры вы знаете?
3.Что такое пассаты? Показать районы их образования на карте.
4.Определить, какая воздушная масса:
а) жаркая и влажная (экваториальная)
б) жаркая и сухая (тропическая)
в) холодная и сухая (арктическая или антарктическая))г) свойства воздушной массы меняется по сезонам года (умеренная)
Делаем вывод. Мы повторили и узнали о закономерностях распределения температуры воздуха, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ на Земле. Из этих элементов климата необходимо составить «портрет климата Земли», отображенный на карте «Климатические пояса Земли».
Результат. Составление кластера, чтобы составить целостную картину климата Земли (неравномерное нагревание поверхности Земли, разные области атмосферного давления, постоянные ветры, разное количество атмосферных осадков, разные воздушные массы).
II. Формулирование темы урока.
Ученик читает стихотворение на экране.
Вопрос. Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Климатические пояса.
Запись числа и темы урока в тетрадь. Климатические пояса Земли.
III. Постановка цели и задач урока.
Описывать климатические пояса. Выявлять факторы формирования климата.
Как и почему на Земле формируются климатические пояса. Какие факторы
влияют на климат. Будем слышать, и слушать друг друга, следить за грамотностью речи, и пополнять словарный запас.
IV.Изучение нового материала
1. Понятие о климатическом поясе.
Термин климатический пояс « Климатические пояса – это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс.
Климатические пояса формируются под действием определенных воздушных масс.
2.Типы климатических поясов.
Цель: формирование новых знаний, самостоятельная добыча информации.
Работа с учебником параграф 8, стр.41.
Беседа по вопросам.
Форма работы – фронтальная.
- Сколько климатических поясов выделяют на Земле?
-На какие типы делят климатические пояса?
-Назовите основные климатические пояса?
- Назовите переходные климатические пояса?
-Чем основные климатические пояса отличаются от переходных?
Вывод: на Земле выделяют ………… климатических поясов. Климатические пояса бывают ……………………………………. и ……………………… . В основных климатических поясах …………. воздушная масса, а в переходных их ……………… . (Вывод делают обучающиеся. Идет развитие связной речи у обучающихся).Составление кластера на доске и в тетрадях.
Форма работы – групповая. Динамическая пауза.
Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Б.П.Алисов выделял 13 климатических поясов
Существуют два типа климатических поясов:
Климатические пояса
Основные Переходные
(1 ВМ) (2 ВМ)

Экваториальный Субэкваториальный
Тропический Субтропический
Умеренный Субарктический
Арктический
(Антактический) (Субантарктический)
3.Работа по карте «Климатические пояса Земли» и рисунком учебника стр.40,рисунок 19.
Форма работы - индивидуальная
Цель : первичное понимание нового материала. Определение климатического пояса и воздушных масс в данном поясе.
4.Определение климатических поясов Республики Коми.
Форма работы – индивидуальная.
Работа с атласом и рисунком учебника(стр.40,рисунок 19)
Ожидаемый ответ (Субарктический пояс, АВм и УВм; Умеренный пояс ,УВм).
5.Практическая работа №5 Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихсяЦель: закрепление новых знаний. Закрепление умения работать с климатической картой. Формирование умения описывать и сравнивать климатические пояса. Развитие связной речи у обучающихся.
Форма работы - работа в парах.
Климатический
пояс Воздушные
массы Температура
января Температура
июля Осадки,
режим выпадения
Экваториальный ЭВм+ 24* +24* 2000 мм
круглый
год
Субэкваториаль-
ный6.Климатообразующие факторы.
Форма работы – индивидуальная.
Задание. Прочитать текст на странице 43-44 и ответить на вопрос: что влияет на формирование климата любой территории? (Формирование связной речи у обучающихся)
IV.Закрепление нового материала.Форма работы – фронтальная.
1.Определение климатического пояса по существенному признаку
Учащиеся зачитывают текст на экране и определяют климатический пояс.
2.Вывод по уроку. Учащиеся самостоятельно делают вывод по уроку (использование деформированного текста).
V.Домашнее задание. Параграф 6 – 8 повторить. Закончить таблицу в тетради.
VI.Рефлексия.
Прием рефлексии
VII. Самооценка деятельности обучающегося на уроке.
Приём успешности на уроке.