Статья по биологии на тему Использование комнатных растений на уроках общей биологии


Использование комнатных растений в обучении общей биологии
Комнатные растения можно широко использовать при обучении обучающимися биологии в осенний, зимний и ранневесенние сезоны. На живых объектах удобно проводить программные лабораторные работы и демонстрации многих общебиологических закономерностей для конкретизации и повышения качества знаний обучающихся, убеждения их в истинности фактов, приобщения их к самостоятельному поиску, выработке практических умений. Расширение и углубление знаний о комнатных растениях будут способствовать формированию у обучающихся материалистического мировоззрения, эстетических вкусов, поможет лучше понимать и беречь природу, будет содействовать совершенствованию умений в работе с объектами живой природы.
На одном из первых уроков темы « Эволюционное учение» обучающиеся знакомятся с работами шведского натуралиста Карла Линнея. Преподаватель, подобрав ряд комнатных растений, может объяснить на этих примерах суть разработанного К.Линнеем принципа двойной номенклатуры, который сохранился в систематике живых организмов до настоящего времени. При этом надо пояснить, как образуется видовое название растения, состоящего из названия рода и видового эпитета, например: традесканция виргинская (Tradescantia virginica L.), плющ обыкновенный (Hedera hehix) и др. Эти растения впервые описаны К.Линнеем.
При изучении темы «Дарвинизм» на соответственно подобранных комнатных растениях преподаватель может наглядно знакомить обучающихся с проявлением многих общебиологических закономерностей. Так, с помощью комнатных растений можно наглядно объяснить одно из основных свойств всех живых организмов –наследственность, проследить, как сохраняются признаки вида из поколения в поколение при различных способах вегетативного размножения через диплоидные клетки и гаплоидные гаметы при семенном размножении.
На любых имеющихся в биологическом кабинете комнатных растений можно показать, в чем проявляется другое свойство живых организмов – изменчивость, благодаря чему популяция оказывается разнородной.
Ненаследственную изменчивость, которая возникает в процессе индивидуального развития организмов под влиянием конкретных условий среды, вызывающих у всех особей одного вида сходные изменения, можно наблюдать на комнатных растениях ,выращенных из укорененных черенков ,срезанных одновременно с одного растения, содержащихся в разных условиях: на южном, хорошо освещенном или на северном окне, при обильном поливе на удобренном поливе, а также на других опытах, проводимых на занятиях кружка по цветоводству. На этих примерах обучающиеся наглядно убеждаются, как важно для получения высоких урожаев создавать оптимальные условия выращивания культурных растений и как изменение этих условий может влиять на рост, развитие и качество урожая.
Наследственную изменчивость, связанную с изменением генотипа организма, затрагивающую различные признаки, можно показать на любых комнатных растениях, демонстрируя разнообразие окраски лепестков околоцветника, рассеченность листовой пластинки, махровость цветков или другие признаки пеларгоний, сенполий, цикламена и других цветущих в это время комнатных растений.
Комбинативную изменчивость, которая возникает при свободных скрещиваниях в популяциях, можно наблюдать на цветущих растениях, подобрав экземпляры с разным сочетанием признаков, например махровость цветка и окраска лепестков околоцветника. Уместно продемонстрировать результаты опытов по скрещиванию комнатных растений, соответственно подобрав экземпляры с различным сочетанием признаков.
Соотносительную изменчивость, проявляющуюся в том, что изменение одного органа вызывает зависимое изменение других, можно увидеть в наличии антоциановой окраски в лепестках околоцветника, черешках и жилках листа у цикламена и фуксии с малиновыми цветками, в наличии ярко-красной окраски у бальзамина с ярко-красным околоцветником.
Так комнатные растения помогут обучающимся уяснить биологический смысл изучаемых закономерностей и понять, почему все виды наследственной изменчивости Ч.Дарвин считал особенно важными для эволюции, как их нужно учитывать при создании новых, более ценных сортов растений.
Формы искусственного отбора и роль человека как отбирающего фактора в этом процессе можно раскрыть на комнатных растениях. При этом преподаватель поясняет, что большинство комнатных растений является результатом бессознательного отбора, который человек ведет стихийно, отбирая, сохраняя и накапливая из поколения в поколение интересующие его признаки.
Внутривидовую борьбу за существование можно показать на любом комнатном растении, заложив в кабинете или дома несложный опыт. Он состоит в том, что в небольшие горшки одинакового одновременно высаживают по одном, двум, трем и четырем укорененным черенкам(отводкам, луковицам) одного и того же растения. Через 1-2 месяца у подопытных растений меряют высоту, подсчитывают количество листьев, измеряют площадь листовых пластинок, отмечают характер ветвления и состояние растений.
№ Вариант опыта Высота растения (в см) Количество листьев Площадь листа (в см 2) Характер ветвления Состояние растения
Этот несложный опыт позволит наглядно показать, в чем конкретно проявляется внутривидовая борьба за существование, понять, почему при выращивании культурных растений важно устанавливать оптимальные площади питания, густоту посева, чередование культур в севооборотах. Почему необходимо своевременно проводить прорывку, прореживание в посевах и посадках культурных растений.
Борьбу живых организмов с неблагоприятными условиями среды, их приспособленность к условиям существования и результаты естественного отбора можно лучше объяснить с помощью комнатных растений, родиной которых являются различные районы земного шара. Удивительная приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям их существования, которая формировалась в результате длительного естественного отбора, особенно наглядно проявляется в районах с избыточной влажностью либо с сухостью, жарой и другими неблагоприятными факторами. В этих условиях больше шансов выжить и оставить потомство имеют особи, признаки и свойства которых наиболее соответствуют таким условиям.
На примере комнатных растений, происходящих из тропических лесов, можно показать сложную приспособленность организмов к жизни под пологом леса при недостаточном освещении. При этом надо обязательно обратить внимание обучающихся на то, что характер таких приспособлений к одному и тому же неблагоприятному фактору среды у разных растений неодинаков.
Комнатные растения помогают обучающимся усвоить сложный материал, самим увидеть результаты естественного отбора, убедиться в истинности научной информации. А выявляя биологию комнатных растений из различных экологических групп, обучающиеся понимают, как осуществлять уход за растениями с учетом их происхождения и биологических особенностей, учитывать биологию культурных растений при их выращивании в открытом и защищенном грунте, чтобы получать наиболее высокие урожаи.