Презентация по психологии на тему:Предмет и задачи общей психологии.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский юридический техникум»Воронеж 2016Предмет и задачи общей психологии.Развитие психологии как науки. План:1. Предмет и задачи общей психологии.2. Отрасли психологии.3. Методы и принципы психологии.4. Основные направления развития психологии. 1. Термин психология состоит их древнегреческих слов: Псюхе – «душа», логос – «наука».Само слово «психология» как обозначение науки о душе было введено немецким ученым Х. Вольфом в XVIII в. Психология – молодая наука выдели –лась в отдельную самостоятельную отрасль в середине XIX в. Современнаяпсихология использует слово «душа» каксиноним термина «психика».Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия окружающего мира Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.Предметом изучения современной психологии являются:{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Психические познавательные процессыПсихические состояния личностиПсихическиесвойства личностиощущениеактивностьнаправленностьвосприятиеуверенностьмотивацияпредставлениепассивностьтемпераментпамятьсомненияхарактервниманиеустойчивый интересспособностимышлениетворческий подъемречьвоображениеЭмоционально-волевые:ЧувстваЭмоцииВоля Единство всех сторон психической жизни человека проявляется в его активности – это поведение и взаимодействие с окружающей средой. Формы проявления активности и ее виды:общениетрудучениеиграПсихология – наука, изучающая закономерности проявления и развития психики, как специфической формы отражения действительности. Основные задачи современной психологии:- Изучение качественных структурных особенностей психических явлений и процессов;- Анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;- Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.- Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику. 2. На современном этапе можно выделить: Житейскую психологию – составляет психологические знания, взятые из обыденной жизни. Каждый человек – психолог, т.к. имеет свой жизненный опыт. Научную психологию – система устойчивых психологических знаний, полученных в процессе теоретического и экспериментального исследования. Научная психология{1E171933-4619-4E11-9A3F-F7608DF75F80}Фундаментальная ПрикладнаяОбщая психологияПедагогическая психологияПсихология личностиКлиническая психологияДифференциальная психологияЮридическая психологияПсихофизиологияЭкономическая психологияНейропсихологияПолитическая психологияСоциальная психологияПсихология религииВозрастная психологияПсихология спортаСпециальная психология:Психология труда- Сурдопсихология (нарушение слуха)Военная психология- Тифлопсихология (нарушение зрения)Космическая психология- Олигофренопсихология (нарушение интеллекта)- Патопсихология (психические заболевания)Зоопсихология Сравнительная психология Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп(инвалиды, пожилые люди).Возрастная психология – изучает общие закономерности психических процессов и качеств личности. В ней выделяют:Детскую психологиюПсихологию подросткаПсихологию взрослого человекаГеронто психологию (психологию старости) 3. Каждая наука опирается на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает – это методологические основы психологии.Методология (от греч. «методос» – путь, исследование, познание, «логос» - наука) – учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования. В психологии сферой исследования является психика. Выделяют 3 уровня методологии психологии:1.Общая методология – диалектико-материалистический подход. Подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.2. Специальная методология (принципы):- детерминизм(причинность)- единство сознания и деятельности- развития и личностного подхода3. Частная методология – конкретизация общих методологических подходов в связи со спецификой предмета отраслевой психологии. Методы психологии. До начала XX в. в психологии ученые использовали субъективный метод, который заключался в самонаблюдении.Психология развивается и требует разработки объективных методов исследования. Методы психологии делятся на группы:Объективные- наблюдение- эксперимент- тестирование- методы опроса(анкета, беседа)- контент-анализОписательные- самонаблюдение- эмпатическое слушание- идентификация- диалогическая беседа- биографический метод- интуицияМетоды психологической помощи:- индивидуальные- групповые- семейные –психотерапия, консультиров.,коррекция,реабилит. Интроспекция( от лат. Интроспекто «смотрю внутрь») - способ самонаблюдения, наблюдение собственного сознания, восприятия своих переживаний. Объективные методы позволяют получить результаты, которые не зависят от личности исследователя.Наблюдение – подчиненное исследовательской программе целенаправленное и систематическое восприятие поведения объектов с целью его последующего анализа и объяснения.Эксперимент – метод получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения наблюдаемого объекта в результате воздействия на него контролируемых исследователем факторов. Виды наблюдения:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВидыХарактеристикиПо контактуНепосредственное Опосредованное По условиям деятельностиПолевое Лабораторное По характеру взаимодействия с объектомОткрытое или скрытоеВключенное или не включенноеПо времениДолговременноеКратковременное По фиксации результатаКонстатирующееОценивающее Виды эксперимента: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ХарактеристикиВидХарактер экспериментальной ситуацииЕстественныйЛабораторный Степень вмешательства экспериментатора Констатирующий Формирующий Специфика задач Научно-исследовательский экспериментЭксперимент, ориентированный на решение практических задачПроверка гипотезыПилотажныйРешающийКонтрольныйОбучающий Логика доказательства гипотезПоследовательный Параллельный Перекрестный Преимущества и недостатки эксперимента{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}+-Исследователь сам вызывает интересующие его явления, а не ждет их наступления.В лабораторном эксперименте часто используется сложная аппаратура и приборы. Исследователь сам создает нужные условия, меняет их, может много раз повторить опыт.Объект исследования –человек, очень сложен и многогранен, не всегда бывает достаточно использование только эксперимента для его изучения.В естественном эксперименте сочетаются положительные стороны наблюдения, его естественность и эксперимента, его активность.Присутствует искусственность лабораторной ситуации, которая может привести к неправильным выводам. Тестирование – метод изучения психических свойств и состояний личности с помощью тестов.Тест (от англ. «проба», «испытание») – стандартизированные задания, требующие ответа, решения, описания.Тесты используются при:Изучении уровня усвоения знаний- При профессиональной ориентации и профессиональном отборе При оказании психологической помощиПри изучении уровня индивидуального развития. Основные виды тестов:Тесты достижений определяют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыкамиТесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Критерием является набор понятий, терминов, логических отношений между ними.Тесты креативности оценивают творческие способности личности.Личностные тесты позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения.Проективные тесты позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Метод опроса используется для получения необходимой информации на заранее подготовленные вопросы. Опросы бывают в виде анкетирования, беседы.Анкетирование – метод сбора данных с помощью анкет.Анкета – система вопросов, объединенных единым замыслом, целью.Беседа – метод сбора фактов по специально составленной программе.Анкетирование может быть очным и заочным.а) Стандартизированнаяб) Нестандартизированнаяв) Индивидуальнаяг) Групповая Опросы могут быть:ЭкспертнымиМассовымиВыборочнымиСплошными Анализ результатов деятельности – целенаправленное исследование продуктов деятельности человека- рисунки, сочинения, стихи.Контент-анализ – определение психологических особенностей автора текста. Графология – выявление особенностей человека, его характера по его почерку. Описательные методы ориентированы на качественный анализ изучаемых явлений. Они субъективны, т.к. зависят от личности исследователя.1. Самонаблюдение – наблюдение человека за своей внутренней психической жизнью с фиксацией и анализом результатов.Самоотчет – словесный или письменный отчет человека о результатах наблюдения за психической жизнью в соответствии с планом.Включенное наблюдение, когда исследователь реально участвует в жизни группы, коллектива. 2. Эмпатическое слушание – проникновение во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы.3. Идентификация – метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.4. Биографический метод – изучение психических особенностей человека в процессе анализа истории его жизни. 5. Диалогическая беседа – познание другого человека как равноправного субъекта диалога.6. Интуиция – постижение мира другого человека, основанное на большом жизненном опыте общения с людьми. Методы психологической помощи – средства помощи человеку, возможность проникнуть в истинные стороны человеческой психики и отношений. Делятся на:Индивидуальные Групповые СемейныеВ работе с клиентами