Урок окружающего мира Улицы наших городов

Тема: Улицы наших городов.

Цель.

Используя краеведческий материал сформировать понятие о происхождении названия улиц.

Задачи.

Воспитывать чувство патриотизма к Родине.
Приобщать детей к творческой исследовательской деятельности.
Развивать устную речь учащихся, память, мышление. Расширять кругозор, углублять словарный запас.

Технологии: образовательная,здоровьесберегающая,компьютерная,информационно-коммуникативная,игровая.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал для творческого задания, презентация, справочный краеведческий материал , компьютер, мультимедийный проектор



Ход урока.

І. Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! -Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
-Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

ІІ. Определение темы и постановка целей

-Тема нашего урока « Улицы наших городов» (Слайд 1)
- Скоро наступят летние каникулы. Каким образом вы можете отдохнуть с пользой для здоровья?
- Сегодня мы узнаем еще об одном способе отдыха. Для этого давайте отгадаем шифровку. (Слайд 2)
- Что вы знаете о туризме? Кто такие туристы?
(Туризм - путешествие по странам и городам с целью увидеть памятники старины природу, красивые места.)
- Путешествуя, туристы не только узнают много интересного, но и укрепляют свое здоровье. Как? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, а находясь в пути туристы много двигаются.)
- Каким видом транспорта могут пользоваться туристы? (Автомобиль, поезд, теплоход, лошадь, лыжи, пешком, велосипед, мотоцикл)
- Какие из них являются наиболее полезными для здоровья?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в туристическую поездку. Но путешествовать мы будем по необычному городу , который носит название Беседа.

ІІІ. Работа по теме урока.

-Посмотрите на карту любого города ,что вы на ней увидели? (Слайд 3)
Обозначены дороги, парки. сады и улицы. Подумайте, что из перечисленного появилось первым в городе?
-Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали , кто где будет строиться и жить. -Так появлялись первые улицы.
-Принято говорить, что улица это «лицо» города. (Слайд 4)
  -А что такое улица? (Ответы детей )
Отдельным детям учитель давала задание: узнать в толковых словарях значение слова «улица».
-Улица - это специально выделенная территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов.
2 ученик.
- Улица включает двухполосную (не всегда) проезжую часть, обочины и кюветы. А еще улицу можно определить, как пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода.
3 ученик.
- Улица обычно два ряда домов и пространство  между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (пространство между зданиями представляет собой просто участок земли), а может быть покрыта каким-либо прочным материалом.  В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт. Одним из отличий улиц от дорог улицы является наличие тротуаров.( Слайд 5.)
І^. Физкультминутка.
По дорожке( 2раза) Скачем мы на правой ножке А по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке Все по улице пройдём, В класс тихонечко зайдём.
^. Работа по теме урока.
а) Чтение статьи по учебнику стр.76.
-Как выглядела улица в старину?
- Почему стали делать мостовые?
б) Продолжение беседы по теме.
- Появились слова проспект, переулок, тупик, площадь, бульвар.
Проспект – прямая, широкая, большая улица в городе. (Слайд 6)
- Какой проспект тянется вдоль левого берега Невы в нашем районе? (проспект Обуховской Обороны)
Переулок – это поперечная улица. Первые переулки были короткими и узкими, служили для связи улиц. Сейчас переулки шире иных улиц. (Слайд 7)
Тупик – это улица, упирающаяся в какое-нибудь строение, не имеющая сквозного проезда или прохода (Слайд 8)
Площадь – незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. (Слайд 9)
-Назовите главную площадь нашего города. (Дворцовая)
Бульвар – широкая аллея на городской улице. (Слайд 10)
- Какое название носит бульвар в нашем районе? (бульвар Красных зорь)

в) О чём могут рассказать названия улиц?

-Мало кто из жителей города знает, откуда пошли те или иные названия улиц, может с точностью указать их нахождение, особенно, улиц, появившихся относительно недавно. Приезжие же порой тратят  немало времени для нахождения адреса. Возникает проблема: что необходимо предпринять, чтобы жители города , приезжие могли лучше узнать город и легко в нём ориентироваться.
-Расселялись люди по роду своих занятий.
( На столах лежат карточки с названиями улиц) г) Выделение названий улиц в первую группу. - Какими ремеслами владели наши предки в отличие от современных профессий? (предположительные ответы детей). При затруднении выясняем род занятий людей. -В хозяйстве всегда нужна посуда, делали её из глины мастера-гончары; значит, возможно название улицы - Гончарная; чтобы всегда были наготове лопаты, кирки, хорошо подкован конь, или у хозяйки острые ножи, нужен человек, который умеет делать эти предметы - кузнец. Улица Кузнечная Выделяем первую группу названия улиц. На доску вывешивается название группы. Ремёсла и профессии
Аптекарская
Кожевенная
-А какая улица проходит мимо школы? (Ткачей) (Слайд 11)

-Улицу Ткачей назвали так потому, что она расположена вблизи текстильных предприятий, а также в связи с тем, что на ней стоит так называемая «Максвельская казарма». Здесь жили ткачи Максвельской фабрики (ныне фабрика «Рабочий»), которая явилась арестовывать Об этом историческом событии рассказывает мемориальная доска, возобновлена в 1959 г. на доме № 3 по ул. Ткачей.
Отбор карточек.
- У вас на столах лежат карточки с названиями улиц. Выберите из всех карточек те, на которых написаны названия улиц, относящиеся к данной группе.

д) Выделение названий улиц во вторую группу.

Вторая группа: Природа в названиях. ( Вывешивается на доске)
- Часто название улицы может “выдать” тайну своего имени. Почему улицы могли быть названы Речными, Цветочными, Горными? (Ответы детей)

-В нашем городе есть Моховая улица. Эта улица именуется так вовсе не потому, что она. когда-то была покрыта мхом, а в результате звукового изменения ее первоначального названия Хамовая улица. Название «Хамовая» связано со старинными словами «хамовник», «хамовный». В прошлом они употреблялись со значением «ткач», «полотнянщик»,«скатертник»; «хамовное» дело ткацкое ремесло. (Слайд 12)
Отбор карточек .

е) Третья группа. «Имена знаменитых людей в названиях. Улицы героев.»
На доску вывешивается название группы “Поэты и писатели”.Дети называют фамилии поэтов и писателей.
Отбор карточек.
.Улицы, носящие имена героев.
. - Улицы могут носить на себе “отпечаток” тех времён , которые были очень значимы для страны. Обсудите в парах, почему стали появляться памятники воинам, по всей стране зажглись Вечные Огни
- Речь идёт о Великой Отечественной войне, которая началась 22 июня 1941года и закончилась 9 мая 1945 года. На доску вывешивается название группы. « Улицы героев» (Слайд 13)
- Эти улицы есть и в нашем городе. На одной из них стоит наша 340 школа. Чьё это имя?
Берггольц (русская писательница. Лирические произведения о героической обороне Ленинграда.)

Говорова (выдающегося советского военачальника связаны блестящие военные операции Ленинградского фронта, в результате которых в январе 1943 года было прорвано кольцо блокады, и через год, в январе 1944 года)

солдата Корзуна (ь артиллериста, Героя Советского Союза гвардии рядового Андрея Григорьевича Корзуна, погибшего при обороне Ленинграда.)

Маринеско (30 января 1945 года его подлодка пустила на дно германский суперлайнер, на борту которого находились свыше пяти тысяч солдат и офицеров.)

-Улицы, названные в честь людей, которые внесли вклад в развитие науки.

Пинегина  (10 ноября 1985 года ей присвоили имя полярного исследователя Николая Васильевича Пинегина (1883–1940).

-.Есть герои и послевоенного времени. Их имена – в названиях улиц.
Гагарина

ж) Четвёртая группа. «Дела минувших дней» (улицы, названные в честь исторических событий и великих политических деятелей).
Отбор карточек.
Советская
Ленинский проспект
З) Пятая группа. « Пути-дороги»

· Московская
Тульская
Киевская
-Как произошли названия этих улиц? Подумайте. ( в честь названий городов, сёл, деревень)
-Итак, мы выделили несколько групп, на которые можно разбить названия улиц. Каждое название имеет смысл и отмечает какой-либо исторический факт.

-Но среди всех названий есть улицы-рекордсмены. Самыми популярными оказались названия улиц, связанные с природой. Лидер – улица Лесная. Таких в нашей стране 158 штук. Следующие по популярности природные топонимы – улицы Садовая, Полевая, Парковая и Зеленая.
(Слайд 14)

^І. Физкультминутка.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
^ІІ. Работа с пословицами по группам.
Задание: составить из слов на карточках пословицу и объяснить её смысл.
Улица не двор: всем простор. ( Много места , свободно)
Будет и на нашей улице праздник (Придет и к нам удача, осуществятся надежды, все изменится к лучшему. Говорят, когда в трудное время невезения, не- счастий верят в торжество справедливости.)
На своей улице и собака тигр. ( Родина и свой край ближе всего человеку)
В доме - лев, на улице - кошка. ( Человек ведёт себя по-разному. Дома один ,а на улице совсем другой)


^ІІІ. Творческое задание.
-А теперь нас ждёт увлекательная игра: мы представим себя в роли архитекторов нашего города Беседа, создадим макеты улицы. Вы будете работать в группах. Каждая команда (их четыре) выполняет макет своей улицы будущего и даёт ей название.
-Выйди на улицу! Ты увидишь здесь самые разные здания, машины, фонари и многое другое.. Архитектор размещает, проектирует здания, дизайнер украшает улицы клумбами, рассаживает деревья, формирует скверы и бульвары.. Надо придумать, где расположить дорожки, поставить фонтаны, построить дома. Где зажгутся на улицах фонари .
-Давайте и мы составим план нашей работы. Как будут выглядеть улицы? (На столах приготовлены заготовки для макета: лист зелёной бумаги – участок земли, параллелепипеды из бумаги – будущие дома, макеты деревьев, клумб, фонтанов,машин.
Задание: создать макет улицы и дать ей название.
а) Практическая работа:
б) Обсуждение. После выполнения работы от каждой команды выходит представитель и рассказывает о проекте своей команды.

ІX. Рефлексия. Подведение итогов.
- Наше путешествие по городу Беседа заканчивается. Что нового вы узнали об улицах?
- Как появляются названия улиц?
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и я думаю у вас прекрасное настроение. Если это так , то на листочках нарисуйте солнышко, если нет- то нарисуйте тучку и покажите мне и друг другу. (Слайд 15)
ІX. Домашнее задание.








15