Выступление на ГМО учителей биологии Реализация принципа деятельности в построении урока по ФГОС





Дорофеева Ю.В., учитель биологии
МОАУ «СОШ 52 г. Орска»
Реализация принципа деятельности в построении урока по ФГОС (5-6 кл.)

В МОАУ «СОШ 52 г. Орска» 1 ноября 2013г. была принята Концепция современного урока, которая включает в себя следующие разделы:
Основные положения
Система ценностей и миссия педагога
Требования к современному уроку
Критерии эффективности урока
Подходы к организации современного урока
Конструктор урока
Система оценки достижения планируемых результатов урока
В разделе «Конструктор урока» предложена классификация уроков Т.И. Шамовой (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск»,2001.-384с.), которая позволяет определить тип и структуру урока в зависимости от его цели.
Тип учебного занятия

Структура учебного занятия

«О» ТИП
(вводное занятие)

мотивация – образное представление об изучаемой теме – осмысление практической и социальной значимости – рефлексия

1ТИП
(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)
мотивация – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия

2 ТИП
(закрепление знаний и способов деятельности)
мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция – рефлексия

3 ТИП
(комплексное применение знаний и способов деятельности)

мотивация – актуализация комплекса знаний и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль и контроль – коррекция – рефлексия

4 ТИП
(обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)
мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – установление внутрипредметных и межпредметных связей – рефлексия

5 ТИП
(проверка и оценка знаний и способов, деятельности уч-ся)
мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль – контроль – анализ, оценка – коррекция – рефлексия

51 ТИП
(коррекция знаний и способов деятельности учащихся)


По этой классификации у меня большинство уроков- 1типа-изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности (т.к. каждый урок новая тема)
Возможный максимальный набор этапов учебного занятия, образующих его структуру:
организационный этап;
этап проверки домашнего задания;
этап актуализации субъектного опыта учащихся;
этап изучения новых знаний и способов деятельности;
этап первичной проверки понимания изученного;
этап закрепления изученного;
этап применения изученного;
этап обобщения и систематизации;
этап контроля и самоконтроля;
этап коррекции;
этап информации о домашнем задании;
этап подведения итогов учебного занятия;
рефлексия
Предлагаю вам некоторые задания, которые я использую в 5-6 кл. на разных этапах
урока в соответствии с принципом деятельности.
Этап проверки домашнего задания
1.Карточки с заданиями (с рисунками, вопросами, схемами, текстом).
2.Сообщения (интересные факты).
5кл. Как животные общаются между собой
Кто живёт в чужих телах (в учебнике фото и текст параграфа только о паразитах, а о симбионтах только определение)
Экологические факторы (об антропогенных)
6кл. Органы растения
Грибы
Бактерии (по принципу - самый большой, маленький, ядовитый)
3. Синквейн (детям нравится, быстро, несложно).
Надо сказать, что в 5кл. один урок - один параграф - время есть, а в 6кл один урок –два параграфа, поэтому «летим» и «скачем».

Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1.Ребусы
2.Загадки
3.Стихотворения Можно использовать и на других этапах урока
4. Проблемные вопросы, ситуации.( 6кл. Показ корнеплодов - какой орган растения? Почему так изменился?)

Этап изучения новых знаний и способов деятельности
1.Стихотворения
5кл. Природные сообщества (о пищевой цепи)
Фрагмент поэмы «Храм природы» Эразма Дарвина
Охотнице – сове средь ночи тёмной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный.
2.Загадки
6кл. Органы растения
Сидит-зеленеет,
Летит-пожелтеет,
Упадёт-почернеет.
6кл. Семейства растений
На грядке за амбаром разросся стебель шаром.
Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле всё засеяно.
3. Тесты
6кл. Общие сведения о растениях (раздаю по одному на парту, работают с текстом учебника)
4. Лабораторные работы
6кл. Морфология листа
Строение мха (раздаю гербарии, записываю на доске тему, цель работы, действия, ученики выполняют по парам). Под контролем, потом проверка, коррекция.
5. Маршрутные листы (очень удачно в 6 кл. при изучении органов растения – путешествие по организму растения)
6. Готовые презентации с учебных дисков, видеофрагменты – по ним составить схему (это уже и к проверке знаний можно)
7. Карточки с систематическими единицами и названиями систематических единиц (найти соответствие)
5,6кл. Классификация организмов (прикрепляю вразброс на доске, читают текст параграфа, потом один ученик у доски, другие помогают)

Этап закрепления изученного
1.Работа со схемами
5кл. Природные сообщества (дана пищевая сеть, составить как можно больше пищевых цепей)
2. Карточки
5кл. Природные сообщества
1)распределить живые организмы на 3 группы по роли в экосистеме (производители, потребители, разрушители)
2)построить пищевую цепь
3. Настольные игры (можно и на этапе изучения новой темы)
5кл. Водные обитатели
Жизнь в мировом океане (игра «Подводный мир»). Называю организм, ученики говорят у кого на карточке, рассказывают о нём что знают). Выигрывает группа, которая не только быстрее закрыла, но и хорошо рассказала.
5кл. Путешествие по материкам (игра «Животный мир»)
4. Текст с пропусками
6кл. Почвенное питание растений
Используя текст параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения

1.____________________растений начинается с поступления раствора минеральных солей в клетки____________________ волосков.
2.Азотные соли необходимы для _______________, фосфорные и калийные усиливают________________ и __________________.
3.Развитие придаточных корней можно усилить таким агротехническим приёмом, как ____________________.
4.Важной функцией корня является его участие в ____________________размножении.

5. Найди лишнее (использую наборы открыток «Лекарственные растения», Грибы, Птицы, Овощные культуры, Плодовые культуры)
6.Ребусы
7.Математические задачи
Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня; чумы в 4раза, тифа в 30 раз, туберкулёза в 150 , сибирской язвы в 1826 раз дольше, чем холеры
8. Гербарии
9. Задания с дисков
10. Лабораторные работы
11. Словарь


Этап контроля и самоконтроля
1.Тесты (открытая, закрытая форма)
2.Схемы (с ошибкой)
3.Тексты (с ошибкой)
Этап информации о домашнем задании
Варианты предлагают – я корректирую, подвожу к тому, что мне надо.
В учебнике – мне нравится - есть и вопросы разного уровня сложности, и задания, проекты, образцы таблиц для заполнения, практико-ориентированные задания (5кл.- измерить животное), какие слова в словарь записать.
6кл. Л.р. Химический состав клетки – на дом задаю всегда

Рефлексия
1.Вопросы
2.Цветные карточки.3цвета-красный, жёлтый, зелёный. По принципу светофора. Оценивают и деятельность на уроке, и эмоциональное состояние.
3. Дерево и стикеры. Очень удачно в 6кл., когда изучаются органы растения

Очень много заданий в готовых печатных рабочих тетрадях, в тетрадях для лабораторных работ:
1.На определение понятий
2.На соответствие
3.На последовательность событий
4.Используя текст параграфа, вставить пропущенные слова в предложения
5.Заполните таблицу («море» разных)
6.Заполните схему
7.Подпишите части рисунка
8.Выпишите номера правильных суждений
9.На обобщение знаний – кроссворд 5 кл.
Придумывать, подбирать ничего не надо, НО т.к. не покупаем тетради, использую только некоторые задания. Можно было бы успеть, если бы было 2 ч. в неделю. Использую на всех этапах урока.
Сейчас использую дополнительный материал из книг, пособий намного реже – времени не хватает, надо изучит два, а то и три параграфа за урок


15