Организация учебных занятия по иностранному языку на основе «Case study»


Организация учебных занятия по иностранному языку
на основе «Case study»
Лимаренко Алена Александровна,
преподаватель английского языка,
ГБПОУ «УИ ТЛТУ»
«Кейс-стади» (от англ. «case study» – изучение конкретного случая / проблемы / ситуации). Суть кейс-технологии заключается в том, что студентам предлагается осмыслить деловую ситуацию, взятую из реальной экономической практики, которая не только отражает какую-либо практическую проблему, как правило, не имеющую однозначного решения, но и которая актуализирует определенный комплекс профессиональных и коммуникативных знаний и умений.
Цели кейс-метода состоят в следующем:
активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышении мотивации к учебному процессу;
приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;
отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
моделирование решений, представление различных планов действий;
приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;
приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Данная технология широко применяется в профессиональной подготовке специалистов в области экономики, юриспруденции, менеджмента и т.д., она может успешно применяться и на занятиях по иностранному языку при обучении профессионально-ориентированному общению будущих экономистов-международников.
«Кейс-стади» активизирует учебный процесс и является эффективным средством расширения познавательных возможностей обучающихся. Использование данной технологии в учебном процессе приводит к обновлению, развитию, повышению интенсивности процесса обучения и обеспечивает многообразие форм взаимодействия между субъектами учебного процесса.
Сущностной характеристикой кейс-технологии является ориентация на межличностное общение, воздействие на психическую и социальную структуру личности. Организация обучения, нацеленного на поиск коллективного решения и его последующую защиту во время дискуссии, способствует развитию речемыслительных процессов и их реализации в речевом общении участников в рамках деловой игры.
Работу с «кейсом» рекомендуется начинать с несложной деловой ситуации небольшого объема, которая была бы интересна всей группе студентов. Ее цель - развитие умений работы в коллективе посредством совместного обсуждения деловой ситуации («кейса») и принятия решения. Актуальная тематика деловой ситуации позволит каждому участнику высказать свое мнение и сориентирует на коллективную работу, так как активное обсуждение проблемы приводит к оптимальным решениям и развивает у обучающихся интерес к работе в группе.
Преподаватель ИЯ должен понимать, что анализ «кейса» и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории (I этап работы над деловой ситуацией) является одним из самых сложных моментов обучения, так как участникам деловой ситуации необходимо выделить наиболее важные и значимые факты, определить проблему и пути ее решения.
Следующий этап работы над конкретной деловой ситуацией включает в себя устное речевое общение, которое осуществляется в ходе деловой игры. Участникам предлагается стать представителями компании, проблемы которой они только что детально изучили, и высказать свою точку зрения сначала в форме презентации (монологическая речь), а затем принять участие в дискуссии/переговорах (диалогическая и полилогическая формы общения), в ходе которой должно быть найдено оптимальное решение.
При организации такого рода деятельности на занятии преподаватель может выступать в роли: 1) контролера, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы и поддерживающего дискуссию; 2) модератора/суфлера, подсказывающего дальнейшие шаги при работе над ситуацией; 3) наблюдателя, никак не пытающегося воздействовать на развитие ситуации и позволяющего обучающимся действовать самостоятельно.
Многоцелевой, многосторонний, многоступенчатый контроль является неотъемлемым элементом и условием успешного применения технологии «case study», так как по его результатам можно судить об уровне знаний и умений обучающихся на определенном отрезке времени (входное, промежуточное и итоговое тестирование) и о степени их готовности к дальнейшему участию в учебно-познавательной деятельности. При осуществлении контроля работы обучающихся над кейсом преподавателю следует придерживаться принципа планомерности, систематичности, объективности, комплексности, индивидуальности.
Схема организации занятия по иностранному языку на основе
«case study»
Этап 1. Организационная стадия работы над кейсом
Знакомство с содержанием деловой ситуации
28460703683000
Предварительное обсуждение деловой ситуации
34861504445002023110444500
Выступления участников ситуации Подведение итогов преподавателем
28460709588500
Формирование малых подгрупп из 3-5 человек
28460708001000
Выбор лидера в подгруппах
28460704127500
Выбор линии поведения каждой подгруппой
28460709398000
Комментарии преподавателя об объеме предстоящей работы
Этап 2. Рабочая стадия работы над кейсом
Детальное изучение деловой ситуации участниками деловой ситуации
28460701333500
Анализ деловой ситуации в каждой подгруппе
Разработка плана презентации анализа
3760470260350018402302603500
Дискуссия в малых группах Принятие решений
28460707048500
Сравнение результатов работы с другими подгруппами Координация деятельности преподавателем
28460705207000
Выступления лидеров подгрупп
Этап 3. Завершающая стадия работы над кейсом
Принятие окончательного, наиболее эффективного решения
28460704000500
Подведение итогов работы над деловой ситуацией
41148006350001257300635000
Комментарии участников ситуации Комментарии преподавателя
28460703556000
Оценка преподавателем работы каждой подгруппы