Творческий, практико-ориентированный проект Матрешка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Ямальский центр внешкольной работы
Поисково-творческий, практико-ориентированный проект
МАТРЕШКА И ЕЕ СОВРЕМЕННАЯ СТИЛИЗАЦИЯ

Выполнили обучающиеся объединения «Мастерская художника»:
Бульдяева Екатерина, 10лет
Драп Ирина, 9лет
Руководитель проекта:
педагог дополнительного образования
Каменева Светлана Анатольевна,
с. Яр-Сале, 2015г.
Методический паспорт творческого проекта
Проект на тему: « Матрешка и ее современная стилизация» предназначен для осуществления проектной деятельности в объединении «Мастерская художника»
Тип проекта: поисково-творческий, практико-ориентированный
Тип проекта по форме: групповой
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный (2014-2015г.)
Возраст участников: 9-10 лет, 2 человека
Время реализации: 3 часа в неделю
Актуальность проекта:
Создание стилизованной матрешки воспитывает духовность, бережное отношение к народным традициям, патриотизм, интерес к историческому прошлому русского народа. Стилизация образа матрешки дает широкий диапазон ее применения. Это и сувенирная продукция, и упаковка различных продуктов питания. Современные материалы и технологии дают большие возможности для этой деятельности.
Каждая вещь, созданная своими руками, неповторима, что придает особую ценность. Такие вещи эксклюзивные и подразумевают проявление индивидуальности у участников проекта, а значит, необходимость экспериментировать, вносить в свою жизнь яркие краски, воплощать любые творческие замыслы.

Постановка проблемы:
Снижение личностного проявления креативности подростков в области народного творчества (маскировка своих способностей) на фоне увлеченностью современными технологиями, отсутствие среды для развития.
Цель проекта:
Создание условий для поддержки и развития способностей воспитанников, а также их творческого потенциала в области художественного прикладного творчества через знакомство с историей возникновения и современными преобразованиями русской матрешки.
Задачи:
1.Формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народов России. Обогащать духовный мир ребенка.
2. Развивать чувственное восприятие ребенка.
3.Поддержка процессов самоопределения и самореализации творческих одаренных детей.
4. Ознакомить обучающихся с традициями декоративно-прикладного творчества на примере русской матрешки.
5.Способствовать использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских и дизайнерских задач.
6. Способствовать формированию собственного стиля в изготовлении сюжетной матрешки.
7.Развивать коммуникативные, познавательные умения.
Приращения ЗУН:
1. Знакомство с историей возникновения русской матрешки.
2.Освоение различных приемов выполнения декоративных элементов из текстиля.
3. Выполнение различных элементов народной росписи.
4. Развитие навыков мастерства при работе кистью.
5.Защита проекта.
Ресурсы:
Сеть Интернета, библиотечные фонды, ЗУН участников проекта (владение техникой живописи, умение работать с информацией), мотивация к участию в проекте.

Предполагаемые продукты:
декоративное панно, магнит на холодильник, карандашница, открытка, информационная папка, компьютерная презентация.
Методы исследования:
сбор информации из разных источников; ознакомление и анализ собранных сведений; апробирование различных приемов мазка в росписи , работа с различными видами текстиля.
Этапы работы над проектом:
выбор типа проекта и темы; планирование деятельности, подбор нужных материалов, использование литературы по народным игрушкам, поиск технологий; практическая работа по расходу сукна; вырезка декоративных элементов, шитье отдельных деталей ; сборка и декорирование изделий ; подготовка презентации и защита проекта.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения дополнительного образования, при тесном взаимодействии с обучающимися среднего звена.
Жизнеспособность проекта
Реализация проекта требует незначительных финансовых затрат. Успешность проекта зависит от целеустремленности каждого участника проекта: воспитанника, педагога. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении.
Тематический план занятий


п/п Содержание проекта Темы занятий Кол-во часов
1. Подготовка к проекту Беседа с детьми, просмотр литературы, образцов изделий 2
2. Планирование хода проекта Выбор темы проекта 2
Обсуждение проблемы 1
Постановка целей и задач. 1
3.
Поиск и сбор информации, исследование, обсуждение. Выполнение эскизов росписи. 3
3
1
Вырезка декоративных элементов из различных текстильных материалов. Просмотр и обсуждение Выполнение предварительных эскизов изделия. 12
4.
Проведение самостоятельной деятельности Подготовка и обработка материала. 3
Выполнение отдельных деталей. 8
Изготовление поделок 52
Описание проекта и создание презентации. Подготовка к защите 18
5. Завершение работы над проектом Защита проекта. Оформление выставки 2

ИТОГО: 108
Содержание
Обоснование темы выбранного проекта.
Краткая формулировка задачи
План организации по изготовлению проектируемого изделия.
История возникновения матрешки.
Альтернативные модели.
Дизайн-анализ.
Материалы и инструменты.
Технология изготовления.
Посчитаем - купить или сделать самим?
Экологическая экспертиза.
Рекомендации по уходу за изделием.
Анализ выполненной работы.
Реклама
Список использованной литературы
Обоснование темы выбранного проекта
Образ русской матрешки живет с нами с детского сада. До сих пор этот образ живет с нами и не перестает нас удивлять своей красотой, разнообразием. От этих игрушек исходит свет, тепло, от них веет добром.

Давным - давно ходили мы в детский сад
И каждый этому был рад.
Впервые мы там матрешку увидали,
А вот откуда она взялась, конечно же, не знали.
Когда мы в школу пошли,
Там на все вопросы ответы нашли.
Посмотрели книги журналы
И многое из них узнали.
Потом заглянули в интернет.
Там про матрешек чего только нет!
Посмотрели матрешек заводских,
Рукотворных людских…..
Увидели, как они преобразились
И в современное чудо превратились.
Нам захотелось взять ножницы, клей
И реализовать кучу идей!
Краткая формулировка задачи
Познакомиться с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрешкой.
Пополнить и закрепить знания по декоративно-прикладному искусству.
3.Научиться выполнять изделия из бросового материала, используя стилизованный образ матрешки.
3. План организации по изготовлению проектируемого изделия
321564036830Материалы, инструменты
00Материалы, инструменты

269176513398500183451619685Стиль
00Стиль

-2133614445Декоративное панно, магнит на холодильник, открытка, карандашница
00Декоративное панно, магнит на холодильник, открытка, карандашница
2691765193675004710430107950Оформление
00Оформление
11296657937500 де
112966520510500
1844040311785История возникновения
00История возникновения
3025140588010003491865330835Стоимость
0Стоимость

4. История возникновения русской матрешки
Самая первая матрешка была создана в Москве в мастерской «Детское воспитание» в конце 19 века. Образцом для нее послужила японская кукла Фукурума, которая представляла собой несколько вставленных друг в друга фигурок Японского святого.
Русскую матрешку выточил токарь Василий Звездочкин, а художник Сергей Малютин расписал. Внутри матрешки было восемь кукол, которые изображали детей разных возрастов: самая большая – девушка с петухом в руках; самая маленькая кукла – младенец в пеленках. По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь воскликнул: « До чего похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Изготовление матрешек стало распространенным явлением. Заказы стали поступать из Парижа, продавались матрешки в Германии. В начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу. Появились матрешки изображавшие былинных богатырей, веселых музыкантов, сюжеты из сказок, важных бояр и даже царей. В наше время изображают известных политиков, президентов, различных известных людей. Классической темой для матрешек являются цветы.
Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Часто встречаются в три-десять - пятнадцать мест. И это не предел. В 1913 году токарем Николаем Булычевым была выточена 48-ми местная матрешка. Массовый выпуск таких кукол невозможен. Матрешки бывают крохотные, не больше наперстка, а бывают настоящие великаны – с метр высотой.
Как и сто лет назад, в Сергиев Посаде и Семенове, вновь рисуют целыми семьями. С середины 20 века матрешек стали не только расписывать. Но и декорировать перламутровыми пластинами, соломкой, а позже и бисером.
Замечательный образ матрешки не перестает удивлять нас и сегодня. До сих пор народ хранит традиции, созданные нашими предками. Русская матрешка – настоящее произведение изобразительного искусства. По сей день она является основой производства современной продукции.
Наша русская матрешка не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, не много и не мало,
Символом России стала!
Альтернативные модели
В самом начале мы познакомились с заводскими изделиями. Нас просто поразило разнообразие изделий в образе матрешки. Это были и прихватка, упаковка для чая и конфет, тарелка для нарезки, открытка, магнит на холодильник. Мы также увидели классический вариант пятиместной матрешки.
Богат фантазией наш народ.
Чего только своими руками не создает!
Это и парковые фигуры из колес,
Такой материал сегодня найти не вопрос.
Из природных ракушек,
Создает хороводы подружек.

Дизайн-анализ
В процессе просмотра материала, мы остановились на четырех видах изделий: открытка, магнит на холодильник, карандашница, декоративное панно.эти модели наиболее удачно подошли для решения нашего замысла.Во время работы мы познакомились с различными приемами декора: роспись красками, декор тесьмой, использование сукна. Главное достоинство наших изделий, это не только красивый вид, но и практическое их применение в быту. Они выполнены по всем законам декоративно-прикладного искусства.
7. Материалы и инструменты


О Т К Р Ы Т К А


Технология изготовления открытки
Выполнить такую открытку не сложно. Вначале мы прорисовали эскиз. Затем перенесли на основу и затонировали цветом. После просушки вырезали по контуру и покрыли лаком.

Эскиз открытки

Перенос рисунка на основу

Деталировка рисунка цветом

Готовый вид изделия

Готовые изделия

М А Г Н И Т Н А Х О Л О Д И Л Ь Н И К

Технология изготовления магнита на холодильник
281495547244000Мы не случайно выбрали это изделие. Ведь магнит на холодильник - это замечательный держатель для разного рода записок.
2609215181546500-381020510500

К А Р А Н Д А Ш Н И Ц А
-51435371475004095115156400500

Технология изготовления карандашницы
Прежде чем сделать карандашницу, мы также вначале выполнили эскиз. Затем банку обмотали ниткой, отдекорировали основу тесьмой, сделали ручки, голову .

В самом конце работы собрали все детали и закрепили на основу клеем. Работа ГОТОВА !
4511040381000262890381000
-23177550165000

Готовое изделие
8439154572000
П А Н Н О
72009015748000


Технология изготовления декоративного панно


Ход работы
Наиболее сложным оказалось изготовление декоративного панно.
На декоративное панно
Времени много ушло.
Работали не покладая рук,
Заполняя творчеством весь досуг.
За основу мы взяли виниловые пластинки, прорисовали лицо, как на картинке.
Нарядили матрешку в красивый наряд,
Чтобы всем порадовать взгляд.
День долгожданный наступил,
Он нам чудо подарил.
Мы еще потрудились немножко
И у нас получилась МАТРЕШКА !От такой красоты , просто глаз не отвести !
Как и все изделия, панно мы начали также с эскиза. Затем сделали основу (туловище). Потом лицо прорисовали, отдекорировали голову тесьмой, выполнили из сукна ручки. В самом конце вырезали детали из сукна и отдекорировали основу (туловище).





Готовое изделие

9. Посчитаем – купить или сделать самим ?
Все выполненные изделия обошлись нам всего в 990рублей! А их у нас получилось восемь единиц! Мы считаем . что это очень дешево.
6629402463800010. Экологическая экспертиза
Все материалы, из которых сделаны наши изделия, экологически чистые. В связи с этим и продукт получился высокого качества.
Применение бросового материала дает хороший пример , чтобы не засорять окружающую среду.

11. Рекомендации по уходу за изделиями

12. Анализ выполненной работы

13. Реклама
Наша открытка-лучший подарок к празднику! Только в красивой открытке можно подарить красивые слова!
****
Магнит на холодильник –лучший держатель для записок ваших дел!
Он прост и удобен в пользовании.
****
Наша карандашница - не только приспособление для хранения
канцелярских принадлежностей, но и отличный подарок друзьям!
****
Замечательный подарок к любому празднику и торжеству – наше декоративное панно. Оно отлично впишется в ваш интерьер и даст хорошее настроение
****

Список использованной литературы:
Воеводский, И.Э. Вырезашки или все дети талантливы. СПб.: Агенство образовательного сотирудничества, 2006 г. – 125 с.
Научно-популярный журнал Народное творчество. Фольклор, самодеятельность, ремесла. №2 2007 г., №4 2007 г.
Спецвыпуск газеты Приключения козленка Тряма. Игрушечные истории №2, 2011.
Журнал чудесные мгновения №1 2002 г.
Шайдурова, Н.В. веселые матрешки: учебно-методическое пособие для педагогов, - СПб.: Детство-пресс, 2012. – 203 с.