Практико-ориентированный творческий проект «Холодное оружие Руси в IX-ХII веках»».


Творческий пректучителя истории и обществознания
МОУ СОШ № 40
Арапова Геннадия Владимировича
по теме «Практико-ориентированный творческий проект
«Холодное оружие Руси в IX-ХII веках»».
»
Практико-ориентированный творческий проект
«Холодное оружие Руси в IX-ХII веках».
Актуальность темы.
В последнее время в образовании большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют ряд нормативных документов таких, как государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.» и президентская инициатива «Наша новая школа». А что может лучше привить патриотизм, любовь к своей стране и её истории, как не возможность создать своими руками макеты оружия, которое в наше время можно увидеть лишь в музее или по телевизору. Как сделать досуг школьников содержательным, как соединить познавательную, практико-ориентированную деятельность и отдых?
Мы предлагаем собственное решение этой проблемы – проект: «Холодное оружие Руси в IX-ХII веках», который является творческим «продуктом» межпредметной интеграции образовательных областей истории и технологии.
Цель проекта:
Превратить серьёзную интеллектуальную деятельность в увлекательное занятие, тем самым способствуя развитию устойчивой мотивации учащихся к изучению истории.
Дать ещё одну возможность раскрыться талантливым, эрудированным детям, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.
Создать оригинальное методическое пособие по истории, способствующие развитию образного мышления, стремление нестандартно подходить к решению творческих задач, развивающее интерес к изучению истории.
Задачи проекта:
Подобрать журналы, книги, сборники содержащие чертежи и описание средневекового оружия.
Изучить содержание книг, сборников содержащих чертежи и описание оружия древнерусского вона в IX-ХII веках.
Систематизировать собранный и изученный материал.
Подготовить теоретическое обоснование проекта.
Разработать методическую базу для организации деятельности учащихся (см приложение 1).
Подобрать материал и приступить к изготовлению изделий.
Проанализировать результаты проекта.
Сопоставить полученный результат с поставленными целями. Сделать соответствующие выводы.
Предмет исследования: Исторические источники, журналы, книги, сборники, содержащих информацию о вооружении древнерусского воина в IX-ХII веках.
Объект исследования: Отношение участников учебного процесса и к изготовлению нового познавательного пособия по истории.
Методы исследования: Сбор, анализ и систематизация информации, проектный метод, презентация.
Характеристика работы: Проект «Холодное оружие Руси в IX-ХII веках.» является не только творческим (новые не имеющие аналогов пособия) и исследовательским (исследуются не только источники, но и отношение участников учебного процесса), но и практико-ориентированным, так как в результате его реализации будет создано такое пособие, которое можно использовать для работы на уроках, во внеурочной время, для проведения содержательного досуга, а так же использовать как подарок победителям различных конкурсов по истории для стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Аннотация: (Требования к организации проекта).
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем.
2. Возможно одновременное выполнение учащимися в классе различных модулей проекта (в рамках одного проекта параллельно выполняется несколько работ).
3. Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся.
4. Работа по проекту носит исследовательский характер, моделирует работу в научной лаборатории и технической мастерской, поэтому следует разработать аппарат исследования, обосновать его.
5. Проект педагогически значим, т.е. учащиеся в процессе осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общенаучными умениями.
6. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в тоже время, по мере его развёртывания допускается гибкость и изменения.
7. Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.
8. Проект реалистичен, имеет определённую практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся.
9. По результатам работы проекта в школе регулярно организуются выставки работ учащихся.
Этапы выполнения проекта
1 этап. Начальный этап (сентябрь).
2 этап. Планирование деятельности по выполнению проекта (октябрь).
3 этап. Составление и уточнение плана деятельности по реализации проекта (ноябрь).
4 этап. Выполнение проекта.(май).
5 этап.
Оформление проекта.
Самооценка достигнутых результатов.
Рецензирование проекта.
Подготовка презентации проекта.
6 этап. Защита проекта (май).
Результативность проведения проекта.
Уровень удовлетворённости детей результатами участия в проекте.(Анкетирование учащихся)
Вопросы анкеты:
• Понравился ли вам подобный вид работы?
• Хотите ли вы, чтобы оружие использовалось на как учебное пособие на уроках истории?
• Хотите ли иметь сделанный макет у себя дома?
• Считаете ли вы, что это участие в проекте делает изучение истории более увлекательным?
• Считаете ли вы, что данное пособие помогло вам больше узнать об истории Отечества?
Ответы на вопросы опроса: учащихся 50 человек.
Да Нет Воздерж.
• Понравился ли вам подобный вид работы? 88% -5% -7%
• Хотите ли вы, чтобы это пособие использовалось
на уроках истории? 90%-1% -9%
• Хотите ли иметь подобное пособие у себя дома? 94%-6% -%
• Считаете ли вы, что это пособие сделает
изучение истории более увлекательным? 84%-4% -12%
• Считаете ли вы, что это пособие поможет
вам больше узнать об истории Отечества? 95 %-% -5%
Уровень удовлетворённости детей результатами участия в проекте.

“Как у тебя с самооценкой?”(анкетирование до и после проекта).
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
Я часто волнуюсь понапрасну.
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Я боюсь выглядеть глупцом.
Я беспокоюсь за свое будущее.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Как жаль, что многие не понимают меня.
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
Люди ждут от меня очень многого.
Чувствую себя скованным.
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
Я не чувствую себя в безопасности.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Подсчитать сумму баллов.
30 баллов - ты недооцениваешь себя.
10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка
10 и ниже - завышенная самооценка.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Определение мотивации к предметам.
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.
Предмет 
Русский язык
Литература
Математика
Информатика
Физика
Химия
История
Физкультура
Экономика
Обществознание
Иностранный язык
Биология
Мотивы:
Интересное содержание предмета 
Интересное преподавание
Предмет имеет практическое значение
Уважаю учителя
Хотел бы получать дополнительные знания 

Определение места предмета истории в рейтинге учебных дисциплин.

Выводы:
Анализ проведенного в рамках проекта исследования показал, что
Участие в проекте активизирует интерес учащихся к учебной деятельности, делает её положительно эмоционально окрашенной. Разные по сложности задания, помогают приобщить к истории и пятиклассников и учащихся старших классов и родителей ребят.
Творческая деятельность способствует развитию устойчивой учебной мотивации к изучению истории.
Работа с источниками в рамках проекта является хорошим тренажером для развития умения выделить в тексте важное для решения данной конкретной задачи и отбросить второстепенное, незначимое.
Работая с макетами, ребята проявляют стремление к самореализации - у них появляется возможность соотнести результаты своей работы с результатами работы других, что способствует формированию адекватной самооценки.
Проект самовоспроизводящийся, т. к. в процессе его выполнения одними учащимися появляется стремление заняться проектной деятельностью, т. е. нестандартно подходить к решению творческих задач у других .P. S.
Проект не просто предлагает повысить свои знания по истории, он зовет умножить знания и чувства, вспомнить и впитать гордость умом, мужеством, достоинством предков наших. Работа с проектом помогает проявить высокую познавательную активность и понять, что умственный и физический труд — это большая радость сама по себе, и новая «красивая» задача — награда за правильное решение предыдущей. Работая над проектом, мы достигли поставленной цели, т. е. Создали оригинальные пособия по истории, способствующие развитию образного мышления, стремлению нестандартно подходить к решению творческих задач, развивающее интерес к изучению истории. Превратили серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное занятие. Дали еще одну возможность раскрыться талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. В заключение хочу заметить: практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся- ощущение полезности своей деятельности.
Приложение 1.
Примеры тематического планирования уроков с использованием макетов оружия.
класс Тема урока Основное содержание Кол-во часов Обеспечение.
5 Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Боевые колесницы. Пленные. 1 § 9
5 Ассирийская держава. Освоение железа. Ассирийское войско. Завоевания. Царский дворец. Глиняные книги. 1 § 18
5 Персидская держава. Мидия. Лидия. Завоевания персов. Дарий первый. Вавилон. 1 § 19
5 Микены и Троя. Жизнь в греческом городе. Троянская война. Причины и ход войны. 1 § 25
5 Нашествие персов на Элладу. Подготовка к новой войне. Вторжение в Элладу. Фермопильский бой. Саламинское сражение. Окончание войны. 1 § 35
5 Походы Александра Македонского. Первые победы. Битва при Иссе. Создание Александрии. Гибель Персии. Вторжение в Индию. Смерть Александра. 1 § 42
5 Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Нашествия Галлов. Военные победа Римлян. Пиррова победа. 1 § 45
5 Римская республика. Выборы консулов. Сенат и его роль. Римская армия. 1 § 46
5 Захват Римом Средиземного моря. Вторжение Ганнибала в Италию. Битва при Каннах. Окончание войны. Поражение Македонии. Разгром Сирии. Разрушение Коринфа и Карфагена 1 §47-48
6 Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Военная реформа Карла Мартелла. Пипин Короткий. Карл Великий. Завоевательные войны Карла Великого. Образование франкской империи и причины ее распада. 1 § 7
6 Образование государств в Западной Европе в IX-XI веках Образование священной Римской империи. Кто такие норманны? Норманнское завоевание. Государства норманнов. 1 § 8
6 .Византийская империя в VI-XI веках. Особенности развития Византии, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Юстиниан и его реформы. Расширение границ Византии, борьба с внешними врагами в VIII-IX веках. § 9
6 Арабский мир в VI-XI веках. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение Ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. 1 § 9
6 Европейское рыцарство. В замке феодала. Образ жизни и правила поведения рыцаря. Кодекс рыцарской чести. Рыцарская культура. 1 § 11
6 Крестовые походы Причины Крестовых походов. Состав участников Крестовых походов. Первый Крестовый поход и его последствия. Духовно-рыцарские ордены. Третий и четвертый Крестовые походы. Крестовые походы детей. Итоги и последствия Крестовых походов. 1 § 16
6 Первые Киевские князья Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Русь и Византия. Походы князя Святослава. 1 § 4
6 Монголо-татарское нашествие Создание монгольской империи. Битва на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. 1 § 12
6 Борьба Руси с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Походы крестоносцев. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. 1 § 13
6 Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Битва на поле Куликовом. Дмитрий Донской. Значение Куликовской битвы. Поход Тохтамыша. 1 § 18