Конспект урока Площадь геометрических фигур

Урок математики в 3 классе
Тема: Площадь фигуры

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: сравнение площадей фигур.
Образовательная цель:
 1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «площадь», «кв.сантиметр», «равные фигуры», «равновеликие фигуры»;
 2. сравнение площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различных мерок
3. углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;
 Планируемые результаты
Личностные УУД:
 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
 - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
 - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь
-учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные:
 - уметь использовать в речи термины : «площадь», «кв.сантиметр», «равные фигуры», «равновеликие фигуры»;
- уметь сравнивать площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различных других мерок;














1.Мотивация к учебной деятельности (проблемная ситуация)

Диалог героев учебника: Маши, Миши, Кости Погодина.

Какое одинаковое слово прозвучало в диалоге?
ПЛОЩАДЬ
Одинаковый ли смысл вкладывали ребята в это понятие?
Определите, в каком значении Маша употребила слово «площадь», Миша? А Костя Погодин?
Слайд №2
1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы (В архитектуре)
Посмотрите, как выглядит Красная площадь. Это центральная площадь Москвы. Если бы площадь умела говорить, наверняка поведала бы нам много важного и интересного. Это были бы рассказы о героических сражениях и страшных казнях, народных гуляньях, о храбрых князьях, о мужестве простых людей и многом другом. В наше время на Красной площади проходят парады, праздники.
2.Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме)

3.Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. (Площадь фигуры.)

2.Постановка темы и цели урока
Предположите, в каком значении мы будем использовать это слово на уроке математики?
Слайд №3
Посмотрите на доску.
Чем похожи эти фигуры? (Квадраты)
Чем отличаются? (Цветом, размером)
Как вы считаете, какая фигура занимает больше места на плоскости доски? (Жёлтый квадрат).
В этом случае говорят, что площадь жёлтого квадрата больше площади синего квадрата.
Какая фигура занимает меньше места на плоскости доски?
(Синий квадрат). Что мы можем сказать о площади этой фигуры?
Кто догадался, какова тема нашего урока? (Площадь)
Слова-опоры для формулировки цели урока:
1.
2.
3.
3. Проблемное объяснение нового знания
Ребята, в геометрии «площадь» - понятие неопределяемое. Можете ли вы сказать, что такое «точка»?
а) Работа с геометрическими фигурами.
*слайд №4 (красный квадрат и синий круг)
Сравните площади фигур. Обоснуйте свой ответ.
Как вы это установили? (на глаз)
Значит, какой ОТКРЫЛИ способ сравнения площадей?
(записываем в «Банк маленьких открытий»- «на глаз»)
Как это можно проверить? (наложением)
(дети получают модели геометрических фигур и проверяют способом наложения)
Значит, какой ОТКРЫЛИ второй способ сравнения площадей?
(записываем в «Банк маленьких открытий» «наложением»)
(у ребят модели двух равных фигур: квадраты)
Используя способ наложения, определите, будут ли эти фигуры равные?
Докажите. (При наложении эти фигуры совпали)

*слайд №5 (различные цветные геометрические фигуры)








Предположите, есть ли среди них равные фигуры . Как это проверить? (наложением)
Вывод: две фигуры называют равными, если одну из них можно так наложить на вторую, что эти фигуры совпадут.

(записываем в «Банк маленьких открытий» - «равные фигуры»)
А что вы можете сказать о площади равных фигур?(равны)
Вывод: у равных фигур равные площади.

4. Практическая работа в парах
а) Сравните фигуры №1, №2, №3,№4, №5, №6.

Задание
Ответ
Проверка

1.
Выберите равные фигуры

___________ ___________
_______ _______

2.
Выберите фигуры с равной площадью
____________ ____________

_______ _______


б) Проверка (сличение с образцом).
Докажите, что фигура №4 равна по площади фигурам №1, №5. (фигуры №1,№5 и №4 разбиты на одинаковое число квадратов)
(Создалась проблемная ситуация. Учащиеся не могут объяснить, почему фигуры не равные, а площади их равны)
Учитель: есть ещё понятие в математике – равновеликие фигуры!
(Запишем это понятие в «Банк маленьких открытий»)
Значит, какой нашли новый способ сравнения площадей? (Подсчёт кв.ед.)
5. Первичное закрепление.
Слайд №6 (на слайде 3 фигуры)
Как можно сравнить площади этих фигур? (Посчитать квадраты)
Назовите, чему равны площади фигур. (7 кв.ед, 7 кв.ед., 6 кв.ед.) Назовите равновеликие фигуры. (№1 и №2)
Так какими 3 способами научились сравнивать площади фигур?
5. Работа с геометрическими фигурами
а) Сравните площади жёлтого и зелёного прямоугольника.
Площадь жёлтого -8 кв.ед.
Площадь зелёного – 12 кв.ед.
Что мы увидим, если наложим один прямоугольник на другой? (Они совпадут).
Проблемная ситуация: у равных фигур – равные площади!
Вывод: надо измерять одинаковой меркой!
Такая мерка существует. Достаньте из конверта жёлтый квадрат. Измерьте его стороны.
Квадрат со стороной 1 см называется квадратным сантиметром. Запишем в тетради 1 кв.см .
Можем ли мы теперь помочь Косте Погодину измерить площадь фигур?
б) Самостоятельная работа.
Ребята измеряют площадь фигур и записывают результаты измерений.
(Проверка работы)
6. Итог урока. Рефлексия.