Организация самостоятельной (познавательной, контролирующей, рефлексивной) деятельности учащихся на уроке иностранного языка


Организация самостоятельной (познавательной, контролирующей, рефлексивной) деятельности учащихся на уроке иностранного языка
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности, в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Надо признать, что сложившаяся  школьная практика не обеспечивает в должной степени развитие личностных качеств учащегося при самостоятельной работе по иностранному языку. Данную ситуацию можно объяснить тем, что в большинстве учебных ситуаций  вопросы самостоятельной учебной деятельности  учащихся по иностранному языку решаются путем внешнего воздействия преподавателя – ведущего субъекта образовательного процесса.  Подобный характер учебной деятельности не обеспечивает необходимую прочность языковых и коммуникативных умений, так как в личном опыте учащихся они остаются на уровне репродукции. Вследствие этого наблюдается разрыв между учебным и реальным использованием иностранного языка, что означает потерю качества владения им.  Самостоятельная работа учащихся способствует повышению качества овладения языком, преодолению разрыва между учебным и реальным использованием иностранного языка, адаптации практического владения иностранным языком к конкретным целям его использования в реальной коммуникативной ситуации.
Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку – это ответственная и сложная задача. Особенно это важно для учащихся начальной школы, так как начальный этап обучения является наиболее благоприятным для усвоения новых знаний. На других этапах обучения самостоятельная работа играет также немаловажную роль,  и ее объем должен увеличиваться по мере продвижения учащихся из класса в класс.
Самостоятельная работы при изучении иностранного языка может быть эффективной только в том случае, если она является одним из составных органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Один из важных аспектов самостоятельной работы - это влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Практический опыт учителей многих школ показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе” Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Я использую следующие приемы.
Изучая или повторяя тему “Праздники англоговорящих стран” можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3-4 праздников (в зависимости от количества учащихся). Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках. Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если учащиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем учащимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.
Еще один немаловажный аспект самостоятельной работы – это наличие самоконтроля, т.е. критической оценки знаний и действий и внешний контроль, позволяющий учащемуся получить подтверждение или опровержение правильности своих действий.
Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. Это взаимоконтроль в парах, когда учащиеся проверяют друг у друга домашнее задание, самостоятельную работу. Кроме того, это взаимоконтроль в малых группах. Например, при проверке умения пересказывать текст. Сначала выступает один сильный учащийся перед всем классом. Учащиеся вместе с учителем обсуждают его рассказ, таким образом, задается образец выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают рассказы друг друга. Учитель может переходить от группы к группе, контролируя их работу, или послушать слабого учащегося, который испытывает трудности, выступая перед всем классом. Если у учителя сложились хорошие доверительные отношения с классом, если удалось создать рабочую деловую атмосферу на уроках, то учащиеся серьезно относятся к подобной работе, стараются объективно оценить своих товарищей. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как одновременно говорят несколько учащихся. С другой стороны, это способствует развитию самоконтроля.
Третий аспект организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках иностранного языка – это рефлексивная образовательная деятельность. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Учебной рефлексии может подвергаться:
1. настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.
2. деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
3. содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Вот некоторые возможные приемы организации рефлексии на уроке для развития самоанализа и самооценки:
Сочинение «Мои достижения»
Письмо в будущее.
Игра «Машина времени».
Мини – сочинение «Что мне дал урок», «Что было важным для меня», «Чему я научился».
Прием «Футбольное поле». В зависимости от индивидуального анализа и оценки своего продвижения учащимся предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, наиболее точно передающее его состояние на данном занятии. Взять фото из футбольных матчей (нападающий, обороняющий ворота, упавший игрок и т.д.). Учащимся предлагается найти своего игрока.
Прием «Чемодан. Корзина. Мясорубка». На желтом листке изображение чемодана. На синем листке изображение корзины. На сером листке изображение мясорубки. Если дети выбирают чемодан, то это значит, что знания уносят и используют. Если выбирают корзину – это значит туда помещают грусть, печаль и отрицательные эмоции. Если выбирается мясорубка – это значит, что материал необходимо прокрутить снова.
Прием «Ресторан». Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:
«Я съел бы еще…»
«Я почти переварил…»
«Я переел…»
«Пожалуйста, добавьте еще…»
«Больше всего мне понравилось…»
Прием «Гимнастика».
Присесть на корточки – низкая оценка.
Присесть, согнув ноги – не высокая оценка.
Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка.
Поднять руки в локтях – хорошая оценка.
Поднять руки вверх, хлопая в ладони – оценка «отлично».
Таким образом, организуя систематическую, целенаправленную работу по формированию навыков самостоятельной работы,  мы, несомненно,  добьемся прочного усвоения изучаемого иностранного языка учащимися.
Список использованной литературы
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980
Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2005. – 208с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” – 2001.
Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.