Методические материалы по теме Организация групповой работы учащихся на уроке истории на примере разработки урока по теме Экономическое развитие средневекового общества Западной Европы в 11-15 веках

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
1-АБРАМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТАЛОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ






«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»




ВЫПОЛНИЛА
ПАНИНА Е.И.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МКОУ 1-АБРАМОВСКОЙ СОШ



















2012 ГОД
Содержание


Введение 3
Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
1.1. Характеристика групповой деятельности.5
. Основы кооперативного вида групповой работы7
Методы кооперативного вида групповой работы10
Заключение.14
Список используемых источников и литературы..16
Приложение 117
Приложение 219.
Приложение 3.21



















Введение.
Одним из важнейших критериев результативности современного школьного образования является сформированность способности личности выпускника к самостоятельному и ответственному выбору и самореализации. Однако традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие  позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют    самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно    применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели    сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители,    государство, общество. Достижение соответствия результатов    образования потребностям этих целевых групп определяет качество    школьного образования и образования, в целом.
В настоящее время среди главных проблем сегодняшней школы     выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Эту проблему можно решить, применяя технологию модерации, которая    позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за    счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Что же такое модерация? Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие,    управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация    была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в    Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе    педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет  значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Её эффективность определяется тем, что используемые    приемы, методы и формы организации познавательной деятельности    направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности    обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений,    развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.    
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных    решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов    обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками    образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит    успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая    активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует    у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений,    готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает    уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества    личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль    учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся –    из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного    товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к    учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует    психологической перестройки и специальной подготовки учителя по    проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии    модерации, активных методов обучения, психофизиологических    особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются    достигаемыми результатами.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное    достижение целей урока. И не просто    вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным,    нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация    эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой    работы обучающихся.


Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
1.1 Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими детьми в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
Равноправное участие каждого в работе группы.
Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).


Групповая работа по содержанию заданий может быть:

однородной – единое содержание групповой работы;
дифференцированной – различные задания у каждой группы;
комбинированной – как одинаковые, так и различные задания.

По составу групповая работа подразделяется на:
Работу в малых группах постоянного состава;
Работу в малых группах переменного состава.

Кроме того, группы могут получать разные задания, но работающие на общий результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы).
Групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как способ организации урока в целом.

Главными особенности групповой работы являются:
Класс делится на микрогруппы (не более 6 человек ) на принципах дифференциации по уровню подготовленности («сильный», «средний», «слабый»). «слабому» учащемуся в группе оказывают помощь не только дети из группы, но и учитель.
Каждая группа получает определённое задание в рамках общей темы и выполняет его сообща за определённое время под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы;
Состав группы непостоянный и может меняться с учётом заданий и микроклимата в группе;
Не менее половины группы должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
В группе не должно быть негативно настроенных друг другу учащихся.

При групповой форме работы у учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся консультантов. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех заданий, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Во время групповой работы учитель выполняет различные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Виды групповой работы
(по классификации В.А. Сластенина):
бригадные - организуется деятельность специально оформленных
временных групп для выполнения определённых заданий
звеньевые - организуется учебная деятельность постоянных групп
учащихся;
кооперативно-групповые - организуется деятельность групп,
выполняющих часть общего, как правило, объёмного задания;
дифференцированно-групповые - организуются временные или
постоянные группы в зависимости от учебных возможностей,
обученности учащихся;


1.2 Основы кооперативного вида групповой работы.
Для меня наиболее интересным видом групповой работы является кооперативный.
Истоки становления кооперативного обучения заложены в трудах Я.А. Коменского, который отмечает, что тайна великой учености – это многое спрашивать, усваивать и учить других. Важной идеей выступает тот факт, что обучать – это значит, все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому, желающему слушать.


Историко-дидактические тенденции становления учебной кооперации в образовательном процессе учебных заведений
Период
Динамика развития сущности понятия

Зарождение
(4 век до н.э. – 1500)
Процесс воспитания личности осуществляется по обоюдному желанию учителя и ученика, где средством выступает диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов; всестороннее развитие самостоятельной личности в процессе организации совместной учебы воспитанников и внесения духа соперничества (Авиценна, Демокрит, Квинтилиан, Пифагор, Платон, Сократ, Сенека).

Формирование
(1500 – 1780)
Определены ценностно-целевые установки кооперативного обучения: коммуникативная активность ученика (Мишель Монтень); развитие у учащихся способности суждения (Рене Декарт) и приобретения знаний (Ж-Ж Руссо); усвоенное детьми знание пересказывать товарищам или всякому, желающему слушать (С.А. Коменский); осознание общей цели деятельности, ценности общения и мотивированность на достижение результата.

Функционирование
(1780 – 1950)
Использование кооперативного обучения осуществляется как в школах, так и в высших учебных заведениях (Д. Ланкастера и А. Бэлл): создаются динамичные группы, внутри которых меняется характер взаимозависимости (Курт Коффк); соревновательность рассматривается как форма организации кооперативного обучения; взаимозависимость членов коллектива в создании общей цели (Курт Левин); социальная взаимозависимость (Мортон Дойтч); уточняются принципы сотрудничества и конкуренции (Роджерс и Давид Джонсон); самообучение в парах сменного состава (А.Г. Ривин); использование идей педагогики сотрудничества в кооперативном обучении (К. Левин, А.Г. Ривин, В.П. Дьяченко, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова и др.).

Развитие
(1950 – по настоящее время)
Активная реализация идей учебной кооперации в школах и университетах США, в Санкт-Петербургской школе «Обучение в диалоге» (ШОД). Интенсивно разрабатывают современные идеи кооперативного обучения такие исследователи, как Роджер и Дэвид Джонсон в Центре кооперативного обучения университета Миннесоты (США), Спенсер Каган, глава Института ресурсов для учителей (США), Йаэль и Шломо Шараны (Yael и Shlomo Sharan) в университете Тель-Авива в Израиле.



По мнению ряда авторов, основными целями использования кооперативного обучения в школе является развитие мыслительной способности учащихся, развитие навыков коммуникации и сотрудничества, овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также оно способствует развитию критического мышления, развитию эмпатии, более высокому уровню расовой терпимости и рефлексии. Последние четыре отличают кооперативное обучение от коллективного и группового.
Современные исследователи–практики определяют кооперативное обучение как успешную стратегию обучения, в которой малые группы учащихся с разным уровнем развития используют разнообразие обучающих приемов для лучшего понимания предмета, где каждый член группы отвечает не только за обучение себя, но и обучение других.
Кооперативное обучение исходит из того факта, что обучение в парах или небольших группах происходит гораздо быстрее и продуктивнее, нежели традиционное обучение. Кроме того, такое обучение позволяет гораздо чаще находить решение благодаря совместному конструированию знания и использованию информации, а также облегчает задачу преподавателя по управлению аудиторией. Сегодня кооперативное обучение всё более распространено в американской системе образования – как в школах, так и в университетах.
Учебная кооперация выступает как содержательно-продуктивное межличностное взаимодействие школьников, обеспечивающее формирование социальных качеств личности и включающее в себя: объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей; рефлексию процесса и результата межличностного взаимодействия; использование знаний педагога как одного из источников информации.
Учебная кооперация – это одна из основных форм организации межличностного, содержательного и продуктивного взаимодействия школьников, обеспечивающая формирование социальных качеств личности и включающая в себя: объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей; рефлексию процесса и результата межличностного взаимодействия; использование знаний педагога как одного из источников информации.

Принципы кооперативного обучения
Принцип свободы выбора и ответственности;
Принцип кооперации и активности;
Принцип субъект – субъектного коммуникативного взаимодействия;
Принцип ценностных ориентаций на общение и получение новых знаний, способов деятельности в процессе продуктивного взаимодействия;
Принцип рефлексии процесса и результата учебной кооперации.

Средства кооперативного обучения
К ним можно отнести те дидактические шаги, которые должен пройти и учитель, и ученик для организации процесса кооперации:
Осознание необходимости овладеть требуемыми умениями;
Ясное понимание учащимися сущности обучения;
Создание учителем учебных коммуникативных ситуаций,
Разработка групповых заданий;
Поддержка учителем детей в дальнейшем овладении ими умениями и их совершенствовании.

1.3 Методы и приемы.
Рассмотрим методы, приемы, средства и формы организации учебной кооперации, реализация которых позволяет формировать социальную компетентность младшего школьника. К наиболее известным методам можно отнести; групповое расследование (Ш. Шаран); команды по достижению результатов (Р. Славин); обучение вместе (Д.Р. Джонсон); учебный турнир; метод командной поддержки индивидуального обучения; метод кооперативного взаимообучения; «Кооп-кооп.»; поисковый и исследовательский методы.
Рассмотрим эти методы подробнее.
1. «Групповое расследование». Этот метод в кооперативном обучении – целенаправленная попытка внедрить несколько принципов Дьюи через группу действий, которые применяются в классе без полного изменения школьного порядка дня и организации К ценностным идеям Дж. Дьюи относятся:
Ученики должны быть активны.
Обучение основано на внутренней мотивации.
Темы постоянно меняются.
Обучение строится с учетом интересов и потребностей учащихся.
Обучение включает формирование навыков сотрудничества, уважения и понимания других.
Обучение должно соотноситься с окружающим миром и должно быть направлено на улучшение этого мира.
В ходе применения методики «группового расследования» ученики выбирают свою собственную, интересующую их тему и группу одноклассников, в которой они будут работать. Затем группы формулируют основную проблему и проектируют, как эту проблему можно решить, распределяя работу между собой. Учитель выступает одним из источников информации. Ученики готовят доклад, который выносится на рассмотрение класса. Такие образом, класс структурируется как группа групп, и каждая группа обучает другие группы одному аспекту общей темы.
2. STAD (Приложение 1). Основываясь на принципах кооперативного обучения, Р. Славин полагает, что работа в группах необходима, если структура малых групп работает на достижение общих образовательных целей. Под групповой работой Славин понимает «действия одного или нескольких членов группы, за которые поощрение получает вся группа». Групповая работа мотивирует учеников поддерживать своих согруппников. В противовес этому, как считает Славин, в традиционном образовании, когда ученики учатся в одиночку и оценки выставляются каждому за индивидуально выполненное задание, в классе создается климат, при котором ученики хотят, чтобы их одноклассники не справились с заданием.
3. В методе «Учимся вместе» Давида и Роджера Джонсонов основной
акцент делается на взаимную независимость. Система Джонсона имеет
пять ключевых моментов.
Позитивная взаимозависимость.
Индивидуальная ответственность.
Непосредственное взаимодействие.
Обучение умений сотрудничества.
Взаимодействие в группе.
Положения 4 и 5 отличают этот метод от метода STAD.
4. Технология Jigsaw (Джигсо) (Приложение 2), разработанная Аронсоном, используются многими школами США для улучшения отношений между учениками различных расовых групп. Аронсон исследовал деятельность в школах и увидел, что в классе обычно создается ситуация соревнования между учениками. Эта атмосфера вызывала враждебное отношение учеников друг к другу, к тому же обычно соревнование всегда заканчивалось поражением для расовой группы, находившейся в меньшинстве, которая вследствие этого испытывала дискомфорт в классах общего потока. Таким образом, Аронсон видел, что изменение образовательного процесса необходимо для того, чтобы ученики почувствовали себя сотрудниками, а не соперниками. Техника Jigsaw, которую разработал Аронсон, была частью этих перемен. Ее суть в том, что у каждого члена группы есть информация, необходимая для того, чтобы группа выполнила задание. Единственный способ для других учеников получить эту информацию возможен только через диалог с другими учениками. Успех группы зависит от всех участников, которые, помогая друг другу, удостоверяются в том, что каждый член группы усвоил материал. Данный метод применяется мной на уроках в старших классах. (Приложение 3).
5. Диады Дансеро. «Две головы лучше, чем одна для изучения сложного материала учебников» – вот основной принцип, положенный в основу этих диад. В этой стратегии вам и вашему партнеру предполагается изучить приблизительно две страницы учебника. (Если один заканчивает чтение быстрее, второй должен просмотреть материал ещё раз и подождать, пока партнер будет готов). Затем один из партнеров (его называют «координатор») помогает в корректировке и запоминании резюмированного материала. Затем партнерам предлагается изучить следующие две страницы, причем необходимо поменяться «ролями».
При выполнении каждого нового задания партнеры должны меняться ролями. Процесс повторяют до тех пор, пока не будет изучена вся глава или раздел по изучаемой теме. Цель партнеров – помочь друг другу максимально хорошо изучить материал.
Каждый из этих методов создал присущий ему инструментарий действий, которым выражается сущность метода, и очерчиваются границы его влияния как средства управления процессом развития познавательной деятельности обучаемых. В программированном обучении- дозированный шаг программы, алгоритм; в проблемном обучении - проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы; в интерактивном обучении - коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов в процессе коллективного решения проблем между участниками совместного решения задач.
Активные методы реализуются в условиях создания определенных типов учебных ситуаций, вводящих учащихся в систему таких внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, цель которых - совместная разработка оптимальных стратегий решения того или иного типа задач, с последующей демонстрацией решения и обоснованием, отстаиванием найденного решения на основе развернутого анализа и сопоставления различных когнитивных стратегий. Активные методы обучения широко используются в школьном и вузовском учебных процессах.

Заключение.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
В-седьмых, прививаются навыки толерантности и принятие чужого мнения, взаимоподдержка и взаимная ответственность за результаты работы команды
Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения.







Список используемых источников и литературы

1.Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития
коммуникативных универсальных учебных действий школьников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2.Организация групповой формы работы на уроке истории. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Технология интерактивного обучения
(технология модерации)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Инновационные технологии в подготовке будущих учителей к педагогической взаимодействия с родителями учащихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.Крузе-Брукс О.А. Формирование социальной компетенции учащихся начальной школы средствами учебной кооперации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6.Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Кузнецова Ольга Павловна, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7.Технология модерации (технология интерактивного обучения) Образовательный портал «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Лакоцетина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. Ростов-на-Дону, «Учитель», 2007 год, с.188-196




Приложение 1
Метод " СТАД" требует подготовки обучающих листов (рабочие листы с вопросами по проблеме) и проверочных работ (вопросников по тому материалу, который учащиеся должны освоить по программе) и состоит из пяти компонентов:
1. Презентация (преподнесение материала, представление) группе.
2. Группы.
3. Проверочные работы.
4. Оценки индивидуальных достижений.
5. Оценка работы группы.
Презентация группе. Педагог представляет группе тот материал (концепции, навыки, процессы), который учащиеся должны усвоить. Это преподнесение материала может происходить с помощью лекции, лекции - демонстрации или аудиовизуального изложения. Презентация материала и сопровождающая её работа могут занять от одного до трёх занятий.
Группы. Приём СТАД предполагает, что группы должны состоять из 4 -5 учащихся, которые представляют собой профиль учебной группы (по академической успеваемости, полу, социометрическому статусу). Очевидно то, что группа является наиболее важной чертой модели, и необходимо, помочь учащимся понять, что они будут совместно работать и помогать каждому освоить материал так, чтобы успешно написать предстоящую проверочную работу. После того как группы организованы, они должны провести хотя бы один урок в совместной работе, используя подготовленный учебный материал. Учащимся нужно сообщить о том, что листы (или вопросы) предназначены для того, чтобы помочь им приготовиться к проверочной работе. В каждой группе учащиеся должны работать вместе, чтобы осветить каждый из вопросов на рабочем листе. Вначале они могут работать парами, затем эти пары могут поделиться результатами своей работы с другими членами группы. Надо стремить к тому, чтобы группы отвечали за каждого. Для этого они должны:
-быть уверенными, что каждый член группы может правильно ответить на каждый вопрос;
-стараться как можно чаще отвечать на свои вопросы, не обращаться за помощью вне группы - к другим учащимся или педагогу;
-стремиться к тому, чтобы члены группы объясняли ответы на вопросы (особенно если они представляют особый тип множественного выбора).
Проверочные работы. После того, как группы учащихся закончили свою работу, им даётся проверочная работа, целью которой является проверка знаний, полученных учащимися. Им даются индивидуальные проверочные работы, и не разрешается помогать друг другу во время неё. Это также повышает ответственность учащегося за учение.
Оценки индивидуальных достижений. В модели СТАД педагог устанавливает "базовую оценку" (минимальное количество очков за проверочную работу) для каждого учащегося. Очки достижений показывают, насколько учащийся превысил базовую оценку при проверочной работе. Количество очков, набранных группой, подсчитывается сложением очков достижений, набранных каждым членом группы.
Оценка работы группы. Основным средством гласной регистрации успеваемости группы является информационный бюллетень, в котором сообщаются очки каждой группы и соответственно распределение групп по местам в учебной группе. Указываются также выдающиеся достижения отдельных учащихся.











Приложение 2
Метод Джигсо
Метод корпоратиной работы Джигсо (англ. Jиg saw - "пила", "ножовка", работа учащихся по этой методике напоминает движение пилы - отдельные зубы выполняют часть общей работы, что и дало название методу). Учеников разбивают на группы по 4-6 человек, которые должны быть равнозначные по уровню знаний, т.е. в группе должны быть и сильные и слабые.
Ход урока по технологии Джигсо:
Организационный момент. Постановка цели урока.
Изучение нового материала
Работа в экспертных группах
Работа в кооперативных группах
Закрепление и контроль изученного материала
Выполнение тестовых заданий
Проверка
Уточнение отдельных вопросов и комментарии учителя
Итог урока
Итог учителя
Выставление самооценки работы группы
Инструктаж по домашнему заданию

«+» методики:
- деятельностный подход, учащиеся сами изучают материал;
- учащиеся осуществляют взаимообучение;
- задействованы даже слабые ученики;
- возрастает ответственность за усвоение знаний, так как не только для себя получаешь, но и для одноклассников, от твоих знаний зависит не только твоя оценка, но и их оценка.
- на уроке изучается основное содержание параграфа, дома остается только повторить, поэтому на дом можно задавать творческое задание. Например, написать эссе, составить синквейн, составит план, подготовить презентацию по изученному материалу и т.д.
-учит оценивать свою работу и работу одноклассников
«--» методики:
- требует длительной и трудоемкой подготовки учителя
-плохо работает в слабом классе





















Приложение 3
Разработка урока истории в 10 классе по теме
«Экономическое развитие средневекового общества
Западной Европы в 11-15 веках»
Цели урока:
Образовательная: 1) определить важные изменения в хозяйственной жизни
средневекового обществаЗападной Европы в 11-15 веках
2) Выявить последствия этих изменений.
Развивающая: 1) Продолжить формирование навыков работы с текстом
учебника, рабочими листами
2) Развивать умения работать в группе, оценовать работу.
3) Способствовать развитию основных мыслительных
действий: анализ, самоанализа, выделение главного,
обобщение, сравнение.
Воспитательная: 1) Способствовать становлению гражданской позиции;
2) Способствовать формированию навыков
толерантности и принятие чужого мнения,
взаимоподдержки и взаимной ответственности за
результаты работы команды

Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма проведения урока: урок кооперативного обучения, используя метод
«Джигсо»
Основные понятия: внутренняя колонизация, трехполье, цех, гильдия, вольный город, банк, менялы, ростовщики.
Средства обучения: учебник Волобуева О.В., Клокова В.А, Пономарева М.В., Рогожкина В.А. Россия и мир. 10 класс, рабочий лист.
План урока
Отделение ремесла от сельского хозяйства
Средневековый город
Торговля и банковское дело

Ход урока по технологии Джигсо:
Организационный момент. Постановка целей урока. (2 минуты)
ППЗ: какие изменения произошли в хозяйственной жизни Западной Европ в 11-15 годах?
Изучение нового материала
Класс делится на 3 группы, по 4-5 человек. Проговариваются правила работы в группе. (3 мин)
Каждая группа получает собственное задание (часть единого материала)
- Работа в экспертных группах (15 минут)
Задания для группы № 1
1. Изучить п. 1 «Отделение ремесла от сельского хозяйства» параграфа №14 «Экономическое и политическое развитие»
2. Заполнить соответствующие графы в рабочем листе.
Задания для группы № 2
1.Изучить п. 2 «Средневековый город» параграфа №14 «Экономическое и политическое развитие»
2. Заполнить соответствующие графы в рабочем листе.
Задания для группы № 3
1. Изучить п. 3 «Торговля и банковское дело» параграфа №14 «Экономическое и политическое развитие»
2. Заполнить соответствующие графы в рабочем листе
Рабочий лист
Задания
Тема: Экономическое развитие западно-европейских
стран в 11-15 вв

Группа №1

Отделение ремесла от сельского хозяйства

1. Внутренняя колонизация –

Причины:


2. Изменения в сельском хозяйстве:
А)
Б)
3. Причины отделения ремесла от сельского хозяйства. Составьте логическую схему: А) Б) В) Г) Д)



4. Новшества в ремесленном деле:
А)
Б)
В)
5. Основные районы специализации:
А) производства железа –
Б) производства оружия -
В) текстильное производство -
Г) судостроения –


Группа №2

Средневековый город

1. Причины образования городов

2. Места возникновения новых городов:
А)
Б)
В)
Г)
3. Составьте схему средневекового города, подпишите, что означают цифры
1. -
2. -
3. -
4. –
5. -

1


4. Методы освобождения городов от власти сеньоров:
А)
Б)
В)
5. Объясните средневековую поговорку : «Городской воздух делает человека свободным» -

6. Объединения в городах:
ЦЕХ –

ГИЛЬДИЯ -



Группа №3

Торговля и банковское дело
1. Составьте причинно-следственную схему развития торговли в средневековом городе: А Б В Г Д



2. Предметы торговли:
А) Внутренней:

Б) Внешней:

3. Основные виды торговли:
А)
Б)
В)
4. Основные центры торговли –

5. Развитие банковского дела:
А) менялы –

Б) ростовщик –

В) Вексель –

6. Основные центры банковского дела -




- Работа в кооперативных группах (обмен информацией) (15 минут)
- Закрепление и контроль изученного материала. Выполнение тестовых заданий
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (5 мин)
ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНО - ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В 11-15 ВЕКАХ
1. Внутренняя колонизация – это:
А) Захват новых территорий внутри одного государства;
Б) Процесс введения в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей;
В) Процесс захвата новых территорий в другой стране;

2. Вычеркни лишнее. В сельском хозяйстве в 11-15 веках произошли следующие изменения:
А) применение колесного тяжелого плуга
Б) Переход к трехполью;
В) Преобладание подсечного земледелия;

3. Вставьте пропущенные слова в тексте:
В раннее средневековье люди совмещали занятия _____________ и сельским хозяйством. Успехи в развитии сельского хозяйства привели к появлению _____________________. Продав их, крестьянин покупал вещи, которые не мог сделать сам. Потребности в __________________ продукции возросли. Появились люди, которые жили в основном за счет продажи изделий. Таким образом, благодаря успехам в развитии земледелия _____________ отделилось от _______________________________.

4. По какому принципу образованы ряды:
А) водяное колесо, гончарная печь, горизонтальный ткацкий станок
____________________________________________________________________________,
Б) Австрия, Южная Германия, Чехия______________________________________________,
В) Португалия, Англия, Нидерланды, Германия_____________________________________.

5. Отметьте факторы, способствующие образованию средневековых городов.
А. рост ремесленного производства, отделение ремесло от сельского хозяйства
Б. усовершенствование орудий труда
В. господство натурального хозяйства
Г. расчистка пространств под пашню, рост урожаев
Д. прикрепление крестьян к земле
Е. завоевание новых земель
Ж. увеличение плотности населения
И. рост церковного землевладения
К. увеличение добычи железной руды

6.Где образовывались города?
А) У стен замков
Б) на перекрестках дорог
В) бродов и мостов
Г) по берегам и в устьях рек
Д)среди вариантов А, Б, В, Г нет правильного ответа
Е) среди вариантов А, Б, В, Г все ответы верные

7. Методы Борьбы городов с сеньорами:
А) откуп
Б) вооруженная борьба
В) Обращение к помощи короля
Г) верны А,Б
Д) Верны А, Б, В варианты
Е) Среди вариантов А, Б, В, Г нет верных вариантов

7. Что такое цех?
а) место добычи сырья;
б) место обработки сырья;
в) союз ремесленников одной специальности.

8. Что такое гильдия?
а) союз старшин;
б) союз купцов;
в) союз правителей.

9. Что такое банк?
а) хранилище больших сумм денег;
б) место работы менял;
в) место торговли купцов.

10. Соотнесите понятия и определения


ярмарка
а
Ценная бумага, выданная купцу


ростовщик
б
Хранилище больших сумм денег;


меняла
в
Центр средневековой культуры


вексель
г
Специалист по денежным делам



д
Специалисты, снабжающие небольшими денежными суммами за большие проценты.


- Проверка (до 3 минут)
3. Закрепление
Ответ на поставленный в начале урока вопрос: какие изменения произошли в хозяйственной жизни Западной Европы в 11-15 веках?
Уточнение отдельных вопросов и дополнительная информация учителя (до 5 минут)
Итог урока Выставление самооценки работы группы (каждый члены кооперативной группы выставляют друг другу оценки, затем выводится среднеарифметическая оценка) (2-3 минуты).
Оценка работы группы
Фамилия, имя









Оценка







Итоговая







5. Инструктаж по домашнему заданию Параграф 14, с. 95-99
Составить презентацию на тему «Экономическое развитие средневекового общества Западной Европы в 11-15 веках»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142615




2 3
1
4 5



15