Конспект урока заочное космическое путешествие по чтению на тему Понятие об ударении ( 1 класс )


Урок – заочное космическое путешествие
Тема : «Понятие об ударении».
Цель: учить определять на слух слог, который произносится сильнее, ознакомить с термином «ударение» ; развивать артикулярный аппарат, устную связанную речь во время выполнения заданий с логической нагрузкой; воспитывать любовь к родной земле, чувство ответственности за свой труд.
Оборудование : рисунки с изображением животных, цветов, карточки с цифрами, медали « Спасибо за хорошую работу».
I . Организация класса
Доброе утро, леса и поля,
Доброе утро, планета Земля!
Счастья, здоровья всем людям желаем,
К знаниям в школу бежим , поспешаем.II . Сообщение темы урока
К началу урока дети под дверью находят большой яркий конверт. Возникает вопрос : что это? Что там написано?
Беру конверт в руки и говорю детям, что это письмо от Петеньки Непоседкина. Открываю конверт и читаю:
«Дорогие ученики 1-го класса! Я приглашаю вас совершить космический полёт на ракете. Мне очень хочется узнать , умеете ли вы дружно работать , преодолевать трудности.
Петенька Непоседкин».
- Ну что , дети, принимаем приглашение Петеньки?
Итак ,мы всем классом отправляемся в путешествие на космической ракете.
- А как мне вас теперь называть: вы же теперь не только ученики? ( Члены космического экипажа)
- Сегодня мы совершим полет в неизвестное космическое пространство.
Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнить такие условия :
Точно и правильно выполнять задания.
Быть очень внимательными.
Регулярно выполнять физминутки.
Не допускать ошибок, так как ракета может попасть в аварию.
III . Разминка
- А сейчас мы проведем разминку, чтобы подготовиться к старту.
1 Скороговорка.
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Под взмах руки хором :
- медленно ;
- быстро ;
- не быстро.
2. Игра « Озвуч картинку» ( На картинке рисунки : мышь, филин, кукушка)
3. Игра «Назови одним словом»
Орел, воробей, сорока, голубь- птицы.
Ромашки, колокольчики, розы, мак – цветы.
Диван, стул, шкаф, стол – мебель.
Автомобиль, автобус, трамвай- транспорт.
Жук, комар, бабочка, муравьи- насекомые.
IV. Отправление в полет
Подбор членов экипажа.
–Отправляемся в путешествие на ракете.Внимание ! Экипажу занять места в ракете. Оденьте шлемы, престигните ремни. Давайте с собой в полет возьмем животных. Вы знаете, что в космосе первыми побывали собаки.В полет возьмем животных, у которых два слога.
Я показываю изображения животных (Павлин (2), верблюд (2), бабочка (3), страус (2), ежик (2), лягушка (3), обезьяна ( 4), курица (3), щенок (2), утка (2)), вы шепотом делите слово на слоги и поднимаете цифру, которая соответствует количеству слогов.
Кого же мы возьмем в полет?
Павлин (2), верблюд (2), страус (2), ежик (2), щенок (2), утка (2).
-Составьте модель слова с двух слогов :
2. Выбор капитана.
С помощью считалки выбираем капитана.
- Станьте в круг, сейчас по слогам проговорим считалку (каждый слог попадает на одного ученика).
Вышел месяц из тумана,А я буду капитаном.Рано-рано по утруЯ команду соберу.
-Давайте вспомним другие считалочки, проговорим их по слогам.
Ветер за море летал,Ветер певчих птиц считал.Посчитал всех до одной!А потом взял выходной.Наша очередь считать!Раз, два, три, четыре, пять!
Дети берутся за руки, идут по кругу и проговаривают:
На космической ракете
Мы освоим все планеты.
На какую захотим,
Туда и полетим.
Но у нас секрет один:
Кто замечтался –
На Земле остался.
С последним словом все разбегаются и садятся за парты.
V. Ознакомление с понятием « ударный слог».
1. Наблюдение за произношением слов.
- Дети, кто из родных вам людей остался на Земле?
- Какой человек для вас самый дорогой?
-Поделим на слоги слово «мама». Назовите первый слог, а теперь – второй.
- Давайте громко произнесем слово «мама», возможно, она нас услышит.
-Какой слог проговариваем сильнее и он дольше тянется?
- Произнесем еще раз.
Вывод. Сильнее произносится первый слог – это ударный слог.
На схеме
знак ударения ставится вверху над ударным слогом. Ударным может быть любой слог.
Произнесем слова дедушка, бабушка, сестра, брат,тетя, дядя слитно, с вопросительной интонацией. Таким образом в каждом слове определим ударный слог.
-Какое слово имеет один слог? ( брат) В односложных словах ударение не ставится.
Итак, не забудем в полете о своих родных.
Упражнения в определении ударения
– Посмотрите внимательно на рисунки, с изображением животных, которые вы взяли в полет. Поделим слова на слоги, определим ударный.
( В тетрадях схематически изображают слоговые модели слов, ставят знак ударения.)
VI .Закрепление умений определять ударение
Отгадывание загадок.
–Еще вчера я предупредила ваших мам, что сегодня мы будем путешествовать на ракете. Они приготовили вкусную еду.
Угадайте, что именно.
-Месили, месили,
Лепили, лепили,
А потом – хоп! –
И в кипяток !
А напоследок в масло и сметанку.
Кто сможет отгадать,
Того и будем угощать.
( Вареники )
-Из крупы ее сварили,Посолили, подсластили.Эй, ну где же ложка наша?!Так вкусна на завтрак...
( Каша)
-Маленькое, сдобное, колесо съедобное.Я один тебя не съем, разделю ребятам всем.(Бублик)
-Сахаристая рубашка,Сверху — яркая бумажка.Сладкоежки любят это.Что за лакомство?(Конфета)
-Вот так чудо! Вот так смех!Продаётся летом Снег.Зимние ПодаркиВ упаковках ярких.
( Мороженое )
Закрепление умений строить предложения.
На доске появляются рисунки.Составим по ним предложения.Ученики на доске строят схемы предложений.
VII . Физкультминутка
- Наша ракета всё дальше отдаляется от Земли. Как приятно вспомнить всё, что связано с нашей родной Землёй. Представьте, что вы на полянке с цветами. Как красиво! Встаньте , пройдитесь по полянке. Наклонитесь над каждым цветочком, рассмотрите их хрупкие лепестки.
Смотрите, дети, какой букет я собрала. Назовите эти цветы.
- Сколько в словах слогов? Назовите ударный слог.
VIII . Закрепление изученного материала
Самостоятельный подбор слов.
–А сейчас всем членам экипажа следует занять свои места, поправить шлемы, пристегнуть ремни.
Самостоятельно подберите слова с ударением на первом слоге.
Игра «День и ночь».
Если я называю слово с ударением на первом слоге, дети закрывают глаза, - «ночь».Если называю слово с ударением на втором слоге,- «день». ( глаза открыты).
Итог урока
–Дети , я включаю рацию. Что можна сообщить на Землю о нашем уроке в космосе? Что нового узнали?
–Внимание ! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной работе экипажа. Прошу всех встать .
Экипажу космонавтов 1 класса объявляется благодарность. Космонавты ( перечисляю фамилии детей , которые особенно активно и добросовестно работали на уроке) награждаю медалями « Спасибо за хорошую работу»
–Что вы расскажите дома о нашем путешествии?