«Формы работы с учащимися начальной, основной и средней школы по формированию гражданско-патриотического воспитания учащихся»



Доклад заместителя директора по воспитательной работе
Петрусенко М.С.
«Формы работы с учащимися начальной, основной и средней школы по формированию гражданско-патриотического воспитания учащихся»
“Как нет человека без самолюбия,
– так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский. 
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание.
Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско- патриотических ориентиров у учащихся.
Перед учреждением образования стоят следующие цели:
- прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
• изучение истории своего края;
• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
• развитие у обучающихся уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий.
Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашего государства, развивать идею Российской государственности.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О днях воинской славы и памятных датах России»;
Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»;
Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 (ред. от 21.04.1997) «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;
Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:
Уход за памятниками и памятными местами.
Возложение цветов к воинским памятникам .
Акция «С добрым утром, ветераны!».
Защита проектов «Я поведу тебя в музей».
Праздник на улице Г.Александера.
Участие в торжественном захоронении воинов ВОВ.
Выставка рисунков «Открытка ветерану».
Торжественный митинг на Братском кладбище.
Торжественное мероприятие для учащихся 8-11 классов «Музы не молчали…».
Участие в городской акции «Паруса памяти».
Оформление тематических книжных выставок в библиотеке.
Участие в торжественном мероприятии на Сапун-горе «Знамена Славы» .
Экскурсии в школьный краеведческий музей.
Тематические классные часы (общешкольные – «Я и мой Севастополь», «Широка страна моя родная…», «Праздник со слезами на глазах…») и беседы, встречи с ветеранами;
Посещение музеев и памятных мест города (Военно-исторический музей Черноморского флота, 35 батарея, Михайловская батарея, Панорамма, мемориальный комплекс Малахов курган, 30 береговая батареи, Национальный заповедник «Херсонес Таврический») и т.д.;
День Музея в школе (выездные лекции работников музея «Херсонес Таврический») .
Оформление выставок из фонда музея к памятным датам. .
Акция «Музей идет в гости». .
Военные сборы учащихся 10 класса ( на базе ЗРП).
Вахта Памяти на Посту № 1 Мемориала защитникам города-героя Севастополя в 1941-1942 гг.
Участие в военно-патриотических играх «Зарница» и «Рубеж».
В целях изучения родного края в начальной школе преподается предмет « Я – севастополец» (в рамках внеурочной деятельности) и спецкурс «Севастополеведение» в 6-10 классах.
В начальной школе действует детская организация «Юные севастопольцы».
Все мероприятия направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:
Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе.
Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
 
   Для формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
функционирует система дополнительного образования;
разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
развита музейная работа;
действует школьное самоуправление;
используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
    Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
    В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
   Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.
   На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
Тематические классные часы;
 Ведение курса обществознания;
 Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
Изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы;
Кружковая работа;
Проведение общешкольных мероприятий;
Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
Военно-спортивные игры «Зарница» и «Рубеж»;
Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.  
          
Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:
1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;
2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;
4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам;
6) подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах.
Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен.

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которогозависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви к Родине                                                                                                               
 В.А. Сухомлинский