Виртуальная экскурсия 900 дней для ГПД 1-4 классов


900 дней.
Историческая виртуальная экскурсия
Цель:
Познакомить учащихся с историей Санкт-Петербурга
Задачи:
Образовательные:
1.Расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас;
2.Формировать навыки работы с электронно – образовательными ресурсами (ЭОР);
3.Рассказать о блокадном Ленинграде.
Развивающие:
1.Развивать интерес детей к истории нашего города;
2.Способствовать пониманию того, что ЭОР, как и книга – источник знаний;
Воспитательные:
1.Обогащать духовный мир детей;
2.Формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.
3. Воспитывать патриотические чувства.

Участники:
4 группы продленного дня 1 – 4 классов.
Организаторы:
Гурская Елена Валерьевна, воспитатель 1 – х классов.
Шабалина Елена Борисовна, воспитатель 2 – х классов.
Куликова Любовь Михайловна, воспитатель 3 – х классов.
Кирьянова Елена Владимировна, воспитатель 4 – х классов.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Организационный момент
1 слайд.
Сегодня мы поговорим о том, что случилось в середине прошлого века с нашим городом. В то время это был Ленинград. Шла Великая Отечественная война. Фашистские войска окружили наш город. Начались бомбежки и обстрелы. Началась блокада.
Блокадный Ленинград
Фашисты окружили.
Пушки палят.
Воду отключили.
Но терпит Ленинград,
Он не хочет сдаваться.
Гордый город на Неве
Живым пытается остаться.
И вот пришла Победа,
И рад стал Ленинград,
Забыл про все он беды,
Шагает на парад.
(Луполов Алексей, 4 кл. п. Советский Ленинградской области)
Когда началась блокада? (8 сентября 1941 года)
Что такое блокада? ( Окружение города, когда нельзя приехать и уехать, Перекрыты доступы продовольствия, любого снабжения. Город оказался в кольце врагов.)Что самое страшное в блокаде? (город остался без запасов продовольствия, тем самым горожане были обречены на голодовку.)
Голод и холод сковал город.
Дорога жизни.
2 слайд
Враги окружили наш город в кольцо. А из окруженного города нельзя выехать на машине или поезде. Днем и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград.
Щелчок. Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землей. Эта дорога шла по воде, через Ладожское озеро. Дорогу, по которой шло продовольствие для 2 миллионов людей назвали Дорогой Жизни. Дорога жизни была единственным спасением для города.
3 слайд.
По этой дороге в город поступала еда, одежда, обеспечение для заводов.
4 слайд.
Заводы были переоборудованы, они производили военную технику и снаряды.
Дети в городе.
5 слайд
В начале войны мужчины города ушли воевать.
Старый снимок
Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.
С. Пивоваров.
6 слайд.
В Ленинграде остались старики, женщины, дети – те, кто не мог воевать. Когда началась блокада, надо было скорее спасать детей.
7 слайд.
Их увозили далеко от фронта , где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды.
Щелчок. Сейчас матросы усадят детей на корабль, корабль доставит их на восточный берег – и дети будут в безопасности.
8 слайд
Оставшиеся дети учились. Занятия начались в начальных классах 1 сентября 1942 года. Старшие дети начали учиться 15 октября.
В блокаду в Ленинграде работали 86 школ.
9 слайд.
Школы отапливали дровами, для чего разбирали деревянные дома. Во время бомбежек занятия проводились в подвалах.
10 слайд.
Писали карандашами на любой бумаге, на полях газет. Новых тетрадей негде было взять.
Почему писали карандашами? (застывали чернила)
Не было в школах электричества, как и во всем городе. Писали при свете коптилки, в верхней одежде.
11 слайд.
Дети блокадного города не только учились. Они помогали в госпитале – писали раненным письма для родных, устраивали концерты, собирали металлолом. Помогали взрослым, оставшимся в блокадном Ленинграде.
Блокадная зима
12 слайд.
Больше 2 лет, днем и ночью, шли Дорогою жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днем и ночью ведут свои простреленные машины. Но все равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, нет сахара, нет овощей.
13 слайд.
Вглядись в эти фотографии, и ты поймешь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.
14 слайд.
Вот он, блокадный кусочек хлеба. 125 граммов на весь день.
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Ю. Воронов
15 слайд.
Нет и воды в холодных ленинградских квартирах. Замерз, не работает водопровод.
16 слайд.
Рано утром тянутся к Неве, к люкам голодные, замерзшие ленинградцы. Кто с ведерком, кто с кастрюлей, кто с большим чайником. А доберутся до дому, смотрят – вода в лед превратилась – замерзла на морозе.
Щелчок
По воду

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
Варвара Вольтман-Спасская
17 слайд.
И все-таки голодные, больные ленинградцы не прекращали работы. Они выпускали мины, снаряды, гранаты, ремонтировали танки и орудия. После работы никто не мог уехать домой.
18 слайд.
Не ходят по улицам города автобусы и трамваи. Не могут ходить трамваи и троллейбусы без электрического тока. А автобусы не могут ходить, если нет бензина.
19 слайд.
Занесенные снегом, стоят они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов.
Снятие блокады.
20 слайд.
Долго длилась блокада. 900 дней и ночей. Это чуть меньше трех лет. 27 января 1944 года была снята блокада.
На Дороге Жизни есть несколько памятников, о которых хочется рассказать.
Один из них – Цветок Жизни. Этот памятник посвящен детям блокадного города. На лепестках написаны слова очень известной песни – «Пусть всегда будет солнце»
Недалеко от этого памятника на больших бетонных плитах дневник Тани Савичевой. Эта девочка почти всю блокаду провела в Ленинграде. Один за другим от голода и болезней умирали члены её семьи. Она осталась последней. Девочку вывезли из блокадного города, но здоровье Тани было настолько слабым, что долго она не прожила.
21 слайд.
Ещё один памятник находится в начале Дороги Жизни. Памятник представляет разорванное кольцо блокады. Этот разрыв – Дорога Жизни. Давайте послушаем песню, посвященную Дороге жизни.
Щелчок. Песня о Ладоге. Слова П. Богданова, музыка Л. Шенберга
В середине песни
22 слайд. Факты о войне.
К началу блокады в городе находилось 2 544 000 человек.
Всего за годы блокады погибло около 1 500 000 человек.
7 октября 1941 года закончатся запасы круп и макарон. До конца блокады 842 дня.
10 октября 1941 года закончатся запасы мяса и мясопродуктов. До конца блокады 839 дней.
12 октября 1941 года закончатся запасы хлебного зерна и муки. До конца блокады 837 дней.
6 ноября 1941 года закончатся запасы сахара и кондитерских изделий. До конца блокады 812 дней.
Подведение итогов.
Зачем нам помнить о войне и блокаде? (чтобы такое не повторялось)
23 слайд.
За залпом залп. Гремит салют.Ракеты в воздухе горячем
цветами пестрыми цветут.А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.Их радость слишком велика –Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но больЗаговорила и прорвалась:На праздничный салют с тобойПол-Ленинграда не поднялось…
24 слайд
Рыдают люди, и поют,И лиц заплаканных не прячут.Сегодня в городе – салют!Сегодня ленинградцы плачут…
Юрий Воронов
Спасибо всем за участие в экскурсии.
Литература и источники.
1. Н. Ходза. Дорога Жизни. - Детская литература; 1974 – 72 с., илл.
2. Д. Колпакова, В. Суслов. Был город – фронт, была блокада. – Детская литература; 1984 – 206 с., илл.
3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text (фотографии)
4. http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9638812 (Д. Шостакович. 7 симфония)
5. http://mp3-sait.info/listen (Песня о Ладоге)