Актуальные формы работы по организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях апробации образовательного стандарта нового поколения

Актуальные формы работы по организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях апробации образовательного стандарта нового поколения

«Для воспитания детей нужен  не великий               ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».                                                                                                 С.Соловейчик.

Новые ФГОС четко определили приоритеты общего среднего образования, определив главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетентностями и формирование УУД.
Для достижения целей нового ФГОС необходимо усовершенствовать формы организации работы, внедрить новые технологии и методы, принципиально изменить позицию педагога и обучающегося, значительно повысить познавательную мотивацию школьников.
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения содержатся также наиболее значимые на сегодняшний день новые ориентиры развития гражданско-патриотического образования. В ФГОС провозглашается новая цель образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая непосредственно влияет на формирование образовательной политики в сфере гражданско-патриотического образования.
Идеологической и методологической основой ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Cреди базовых национальных ценностей особо выделяются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Под патриотизмом в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, а под гражданственностью - служение Отечеству, жизнь в условиях правового государства и гражданского общества, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. Реализация стандартов второго поколения невозможна без осмысления основополагающих категорий гражданско-патриотического образования. Таким образом, в Концепции очень сильно сближаются понятия «патриотизм» и гражданственность», при этом акценты смещаются к ценностям патриотизма.
Более конкретно об этом говорится в личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, что они отражают вы узнали из выступления Е.В. Корнилиной.
В работе педагогов могут использоваться такие педагогические технологии, как: - проектно-исследовательская деятельность; - коллективно-творческие дела; - деятельностный подход в воспитании; - педагогика сотрудничества; - технологии проблемного обучения; - проектная деятельность; - ИКТ и др.
Для решения проблем гражданского и военно-патриотического воспитания молодёжи в учебном заведении могут быть выделены основные направления работы, такие как:
1. Учебная деятельность
2. Внеурочная деятельность
3. Внеклассная деятельность
4. Работа с родителями
Актуальной сферой социальных инициатив обучающихся в контексте задач гражданского и патриотического воспитания в рамках ФГОС второго поколения являются именно проекты, направленные на оказание социальной помощи ветеранам войны, на изучение истории страны.
Развитие содержания гражданского и патриотического воспитания в основной школе предполагает усиление внимания к формированию у подростков ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга.
В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса МАОУ СОШ № 3 специальное внимание уделено развитию детской самодеятельности, длительной игре, проектной деятельности, массовым мероприятиям, а также формированию социально-личностных компетентностей учащихся в условиях комплексного программно-целевого проектирования развития воспитания в системе образования.
В процессе реализации проекта «И помнит мир спасенный» создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других личностных качеств, к которых относятся доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки, умение толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности, а также чувство сопричастности к своей Родине, чувство прекрасного, готовность действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными нормами.
Отличительная особенность заключается в развитии и совершенствовании системы патриотического воспитания детей и подростков на основе использования современных образовательных технологий в процессе реализации проекта.
Содержание проекта состоит в том, что участники проекта под руководством учителей-наставников начинают работу по сбору воспоминаний ветеранов ВОВ о наиболее памятных событиях Великой Отечественной войны на территории ЯНАО и продолжают деятельность совместно с родителями в период отпусков в пределах страны (Краснодарский край, Ростовская область и др. регионы страны).
Интересны рассказы не только участников боевых действий, но и тружеников тыла, людей, переживших оккупацию, плен, репрессии. Это могут быть истории о героическом и трагическом, поучительном и чувственном, обыденном и фантастическом, парадоксальном и комическом.
Каждое воспоминание должно сопровождаться коротким эссе участников проекта (впечатления об услышанном и объяснение, почему оно заинтересовало) и письменными или вещественными источниками (письма с фронта и на фронт, старые газеты, фотографии, личные вещи фронтовиков и др.). Собранные материалы должны быть представлены в форме краткого отчета с описанием стадий работы участников проекта, тексты воспоминаний с краткой биографической справкой об ее авторе (фамилия, имя, отчество, год рождения и место жительства интервьюированного, места и времени описываемого события, дату проведения интервью).
Проект «И помнит мир спасенный» реализуется с использованием современных образовательных технологий: проблемного обучения, проектной, исследовательской, поисковой деятельности, технологии обучения в сотрудничестве, технологии организации самостоятельной работы.
Проектно-исследовательская деятельность направлена на обучение планированию, формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, обучение анализировать, умение составлять письменный отчет, писать сообщения, эссе, рефераты, формирование позитивного отношения к работе.




Формы внеурочной деятельности:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо-правовой тематике;
- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
- праздники получения паспорта, Дня Конституции;
- чествование ветеранов труда, войны, подготовка сувениров, подарков;
- уроки мужества, военно-спортивные игры;
- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
- участие в работе по созданию Музея школы;
- предметные недели;
- месячник по военно-патриотическому воспитанию;
- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
- физкультурно-оздоровительные соревнования;
- поисковые операции;
- походы и экскурсии по родному краю.
Формы работы:
- составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;
- встречи за круглым столом « Как молоды мы были»;
- родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
- проведение игр «А ну-ка, парни!», «Богатырские потехи»;
- встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – защищать Родину».
Организация гражданско – патриотического воспитания в школе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом - вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
В жизни наших ребят будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие! Молодым, сильным, умным не приемлемо находиться на окраине активной политической жизни.
Главное, я считаю, воспитать детей  так, чтобы они смотрели на мир  добрыми глазами, умели беречь жизнь во всех её проявлениях. Только тогда они, возмужав и прозрев умом и сердцем, станут настоящими людьми,  обретут нужный социальный опыт, станут  увереннее, мобильнее, самостоятельнее.
ВЫВОД: Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей предметников состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодого поколения. Прежде всего, в школе должна работать Программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом и т.д. Данная Программа может предполагать следующие формы взаимодействия педагогов и учащихся:
педагог – ученик: учебные предметы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, уроки мужества, беседы, лекции, круглые столы, конференции, экскурсии, походы, игры, вахта памяти, фестивали, смотры строя и песни и т.д.
педагог – педагог: МО, открытые мероприятия, лекции, семинары, круглые столы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, конференции, методические разработки и т.д.

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества, с учетом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.)
6) сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности;
9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; отношения к природе;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни (потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности, как возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи и будущему родительству на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности и их реализация в отношении членов своей семьи».