Обществознание. Нравственные основы семьи и брака.(9 классы)

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Нравственные основы любви, брака и семьи»
 Урок обществознания в 9 классе по теме: "Нравственные основы любви, брака и семьи"
\
 
В ходе урока учащиеся смогут:
Определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире
Понять связь любви и морали, моральные основы брака
Назвать основные причины возникающих в семье конфликтов и предложить пути их преодоления
Понять собственную роль в семье, свои права и обязанности, а так же права и обязанности других членов семьи
 
План урока:
Проблемы семейных отношений.
Причины семейного неблагополучия
Тенденции развития семьи
Семья и государство
Отношения родителей и детей
 
Основные вопросы:
В чем состоят наиболее острые проблемы современной семьи?
Что служит основой взаимосвязи любви и морали?
Что служит моральной основой брака?
Является ли любовь основной ценностью современной семьи?
Каковы обязанности членов семьи?
 
Словарь урока:
Мораль
Любовь
Семья
Семейный долг
Брак
 
Оборудование:
карточки с проблемными заданиями для групп
листы ватмана и фломастеры для выполнения заданий
мультимедийный проектор с презентацией к уроку
 
Использованная литература:
Учебник «Обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова,-
М., «Просвещение» 2008год
«Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, Аристотель. Политика // Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 377.
или О воспита-нии//Избранные произведения. М., 1961. Т. 1. С. 550552.
Гегель Г. Философия права//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн. Кн. 2. М., 1991. С. 149.
Юности честное зерцало//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн. Кн. 1. М., 1990. С. 150.
 
 
Эпиграфы:
 
« Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении»
А. де Сент-Экзюпери
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка как смерть, любовь; люта как преисподняя, ревность; стрелы её – стрелы огненные»
Библия. Книга Песни Песней, гл.8;6
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему»
Л.Н.Толстой
 
 
 
 
Порядок проведения урока:
 
Этапы
 
Формы и методы
Ожидаемые результаты
Формы оценивания

1.Мотивация
Анализ высказываний.
 
Учащиеся выходят на проблемы семейных отношений
Участие в обсуждении

2. Проблемы семьи
«Мозговой штурм»
Учащиеся опираются на собственный социальный опыт и предлагают варианты решения проблем
Оригинальность решений, понимание сути проблемы

3.Семья и государство
Дискуссия
Учащиеся формулируют основные понятия темы.
Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.

4.Изучение основной проблемы
Работа в группах
Учащиеся формулируют правила взаимоотношений в семье, задумываются над распределением обязанностей в семье, определяя свою роль и свои обязанности в семье
Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.
Участие в общей работе класса.

5.Закрепление полученных знаний
Работа в группах.
 
Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение сотрудничать при решении учебных задач.
Определение на основании документа жизненной позиции автора.

6.Подведение итогов
Общая дискуссия.
Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции.
Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.

 
Ход урока.
1.Вступление
Учащиеся выражают собственное отношение к утверждению, приведенному в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему»
В ходе «мозгового штурма» учащиеся определяют самые острые проблемы семейных отношений, предлагают возможные пути их решения.
2.Обсуждение выполнения задание для работы с родителями дома:
1)Обсудить – какие милосердные поступки совершали вы в своей жизни.
Ученики высказывают свою позицию.
2)Прочитать п.52 «Роль морали в жизни человека и общества» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 345
- каков смысл фразы «Мораль ставит оценки»? Как мораль это делает?
 
3. Анализ высказываний о семье, вынесенных как эпиграфы урока.
С какими высказваниями вы согласны?
Наиболее близкое вам выпишите себе в тетрадь.
Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.
 
4.Работа с документами в группах.
 
Аристотель об основах семейной жизни
 
Аристотель (384322 до н. э.) древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, воспитатель А. Македонского, основатель Ликея
Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, властвуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть неодинаковым образом. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.
Аристотель. Политика // Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 377.
 
Вопросы и задания: 1. Какие основания Аристотель считает принципиально важными для построения семейных отношений? С какими его мыслями вы согласны? Свой ответ аргументируйте. 2. Почему Аристотель видит основу домохозяйства в отношениях власти и подчинения? 3. С какими аргументами Аристотеля может не согласиться современный человек и почему? 4. В чем Аристотель вас убедил и почему?
 
 
Текст 2. Мораль двух полов
 
Жан-Жак Руссо (17121778) французский писатель и философ
При существующем различии морали двух полов в отношении женщины возникает новое требование, вытекающее из всех изложенных нами принципов, а именно неуклонно соблюдать приличия, следить за своим поведением, за своими манерами и тоном. Утверждать, что оба пола равны и что обязанности их одинаковы, значит предаваться пустым словоизвержениям, значит говорить вздор, пользуясь тем, что никто не опровергнет эту болтовню. <...>
Оба пола обладают одинаковыми способностями, но не в равной мере. Однако в каждом поле недостаток тех или иных качеств возмещается противоположными. Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда она играет роль мужчины; всякий раз как женщина заявляет о своих правах, она берет над нами верх; всякий раз как она хочет завладеть нашими правами, она оказывается ниже нас. Это очевидная истина, и возразить против нее можно, лишь ссылаясь на исключения, обычная аргументация галантных поклонников прекрасного пола.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспита-нии//Избранные произведения. М., 1961. Т. 1. С. 550552.
 
Вопросы и задания: 1. Самостоятельно определите основную идею приведенных фрагментов сочинения Ж--Ж. Руссо. 2. Каково ваше мнение о существовании различной морали разных полов? 3. Какие требования к моральным качествам жены, по вашему мнению, укрепляют семью? Ответ аргументируйте. 4. Какие моральные требования можно сформулировать применительно к мужчине? 5. Какие основания, по мысли Руссо, позволяют считать возможным различение ролей мужчины и женщины в семье? Согласны ли вы с данными основаниями?
 
Текст 3. Брак и его нравственные основы
 
Г. Гегель (17701831) немецкий философ, представитель классической философии
Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо. <...>
Долг родителей перед детьми заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.
Брак мы должны поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно.
Гегель Г. Философия права//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн. Кн. 2. М., 1991. С. 149.
 
Вопросы и задания: 1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака? 2. Какие основания существуют для подобного взгляда на брак? Как вы относитесь к такой точке зрения? Ответ аргументируйте. 3. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов семьи? (См. 1-й абзац.) 4. Возможен ли, по мнению Гегеля, брак вне моральных отношений? В чем вы согласны с великим философом? Какие дополнительные аргументы можете привести? 5. Что такое, по вашему мнению, «брак как правовая нравственная любовь»? Что в браке связано с нравственными основами, а что с правовыми? 6. Сопоставьте понимание семейного долга, приведенное в данном фрагменте, с текстом к уроку «Долг и совесть». Сделайте необходимые выводы.
 
Текст 4. О девическом смирении
Из книги «Юности честное зерцало». Сборник XVIII в., включавший тексты разных авторов, предназначенные для изучения в школах с целью приучить юношество «к приличным манерам в обществе»
Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испу-щать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое Бога знать, любить и бояться. Потом должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того перед Богом себя смирять и ближнего своего больше себя почитать. Никого не унижать, себя ни для какого дарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть... Писание свидетельствует во многих местах, что воля Божия есть, дабы каждый себя пред ним смирил, и сие есть праведно. Ибо Он есть наш сотворитель, мы же тварь его. Но есть Отец наш, мы же чада его...
Юности честное зерцало//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн. Кн. 1. М., 1990. С. 150.
 
Вопросы и задания: I. Какие добродетели женщин автор считает необходимым условием счастливой семейной жизни? 2. Можно ли считать эти добродетели достаточным условием счастливого брака? Ответ аргументируйте. 3. Возможен ли, по вашему мнению, счастливый брак без смирения? Ответ аргументируйте. 4. Не является ли приведенное толкование смирения как добродетели устаревшим? Докажите или опровергните такую точку зрения.
 
5.Задание для работы с родителями дома:
 
1)Обсудить – что может служить моральной основой брака?
2)Прочитать п.53 «Нравственные основы брака и семьи» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 352

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315