Разработка инновационного проекта по теме самообразования «Учебный и психологический аспект при подготовке к ОГЭ в 9-ых классах».


Авторская разработка
инновационного педагогического проекта.
Постановка проблемы
Веяния нашего времени таковы, что, хотим мы или не очень, но должны работать по-новому, на результат. Я говорю о новых формах итоговой аттестации в 9-ых и 11-ых классах. Хочу остановиться именно на 9-ых классах, т.к. моя методическая тема, над которой я начала работать в этом учебном году «Учебный и психологический аспект при подготовке к ОГЭ в 9-ых классах».
Чтобы ребенок успешно сдал экзамен по русскому языку в 9 классе, необходима скрупулезная ежедневная работа учителя, желание, интерес и трудолюбие ученика, поддержка родителей.
Как подготовить ребенка к экзамену? Как сделать так, чтобы и экзамен прошел успешно, и психологическое здоровье его не пострадало?
В наш скоростной век жизнь подрастающего поколения, несмотря на всю мобильность и информационность, насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов.
ОГЭ имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся, но реальность школьной практики не успевает за изменениями. В большинстве случаев обучение проводится традиционными методами. Вместе с тем, тестирование предполагает формирование особых навыков: умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы. Процедура ОГЭ требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. И здесь мы сталкиваемся еще с одной специфической проблемой. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. На экзамене ребенок показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действительности его знания. Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».
2. Цели и задачи проекта
Готовность старшеклассников к ОГЭ рассматривается, как комплексная составляющая, в ней выделяются несколько видов готовности: информационная, предметная и психологическая. На сегодняшний день пока мало изучены психолого-педагогические исследования, касающиеся отношения к ГИА, индивидуально-личностные особенности выпускников, в плане их влияния на результативность прохождения экзамена. Поэтому целью проекта стала организация работы по подготовке педагогов и учащихся к проведению ОГЭ в строгом соответствии с Федеральными и региональными нормативно-правовыми инструктивными документами,
формирование предметной и психологической готовности к ОГЭ. Психологическая готовность к ЕГЭ в психолого-педагогической литературе определяется как внутренний настрой на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешной деятельности в ситуации сдачи экзамена.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Психолого-педагогическая поддержка учителя в планировании и организации индивидуального подхода к учащимся, испытывающим наибольшие сложности в процессе подготовки к ОГЭ.
2. Предметное и психолого-педагогическое сопровождение формирования индивидуального стиля деятельности старшеклассника, необходимого для успешной деятельности в ситуации сдачи экзамена.
3. Создание условий для оказания психологической и информационной поддержки родителям выпускников, сдающих ОГЭ.
3. Участниками проекта стали учащиеся 9-ых классов, сдающих экзамен в форме ОГЭ, а также их родители.
4. Этапы реализации проекта.
1-й этап — диагностический (сентябрь): сбор данных о запросах различных категорий участников образовательного процесса по данной проблеме и проведение диагностических исследований с выпускниками 9 класса.
2-й этап — аналитический (октябрь): обработка и анализ полученных данных, выделение основных групп трудностей у выпускников и учет запросов других участников образовательного процесса с целью адресности предметной и психологической подготовки — выделение и классификация обучающихся групп риска, составление программы дальнейших действий. Проведение пробного экзамена.
Анализируя ответы учащихся, можно констатировать, что испытывали сильные переживания по поводу экзамена в среднем 32,5% учащихся, были полностью спокойны – 39%, остальные волновались в средней степени.
63,5% учащихся наиболее важной считали помощь в освоении учебного материала, 20% - информационную (о технологии проведения экзамена), 2,5% нуждались в психологической помощи и поддержке, для 14% детей были значимы другие виды помощи (репетиторы, курсы, Интернет-ресурсы)
Были выявлены несколько вариантов отношения к ОГЭ: у значительной группы учащихся(51%) наблюдалось негативное отношение, 31% - позитивно воспринимали экзамен, у 8,5% зарегистрировано нейтральное отношение, двойственное отношение у 5%.
Проранжируем возможные трудности учащихся, которые они выделяли: психологическое состояние – 30,5%, недостаточное знание учебного материала – 23%.
3-й этап — реализация программы (ноябрь— февраль). Целенаправленная работа по предметной подготовке учащихся к экзамену. Итоговое повторение учебного материала по русскому языку в блочной системе. Индивидуальная работа. Психологическая работа. Тесты по определению уровня тревожности. Работа с памятками.
4-й этап — пробная реализация полученных знаний и стратегий деятельности (март—апрель). Рефлексия. ("Что усвоили? Что получается применять? Что забыли? В чем обнаружились трудности? Над чем стоит поработать?)5-й этап — "мгновенная помощь” (непосредственно перед экзаменом и во время него). Использование памяток "Как мне действовать на экзамене?”.
6-й этап — итоговый аналитический (после сдачи ОГЭ). По окончании экзаменов выпускники заполняют опросник "Итоги ОГЭ”. Психолог проводит анализ результатов сданных экзаменов.
5. Ожидаемые результаты.
Работа над проектом предполагает познавательную, личностную и процессуальную подготовку учащихся. Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности, навыков самоорганизации. Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене. Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой проведения экзамена, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (саморегуляция, релаксация).
Исходя из результатов исследований, в программу работы со старшеклассниками были включены занятия на осознавание своего отношения к ОГЭ, отработку уверенности в себе, повышения стрессоустойчивости, формированию навыков саморегуляции, ознакомление с рациональными приемами работы с информацией.
В работе с педагогами учащиеся получают основательную поддержку и подготовку по предмету. Педагогам необходимо «научиться видеть» детей «групп риска» по отношению к ОГЭ и оказывать наиболее оптимальные формы психолого-педагогической поддержки.
Было обращено внимание на методы и приемы саморегуляции, актуализировались знания о способах работы с информацией, рациональных приемах запоминания с тем, чтобы учителя смогли транслировать эти знания старшеклассникам.
Для работы с педагогами, на наш взгляд, более эффективным является применение активных технологий, в том числе технологий взаимообучения.
При построении системы работы с родителями важно учитывать, что для родителей чрезвычайно важными являются вопросы информационной поддержки процесса аттестации. Недостаточная информированность родителей может привести к нагнетанию излишней напряженности и негативно отразиться на выпускниках.
На заключительных этапах реализации программы будут подводиться итоги работы, определяться уровень достижения поставленных целей, вноситься необходимые коррективы и планироваться перспективные направления деятельности.
Реализация данной технологии позволяет спланировать систему работы по целому ряду проблем, сформулировать блок целеполагания, наметить основные параметры входной и итоговой психодиагностики, спроектировать систему развивающей работы со всеми участниками образовательного пространства, вносить необходимые коррективы и отслеживать результативность достижения поставленных целей.