Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на уровне начального общего образования.
 
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Ориентируясь на этот воспитательный идеал, наше образовательное учреждение формулирует цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В качестве такой цели мы видим личностный рост каждого ребенка нашей школы, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение школьниками социально значимых знаний поможет им лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считается нужным, верным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Однако знание школьником общественных норм и традиций вовсе не гарантирует его соответствующего поведения. Важно формировать в ученике и определенные социально значимые отношения, и, прежде всего, - позитивные отношения к таким базовым общественным ценностям как человек, отечество, земля, мир, знания, труд, культура. Но и этого не достаточно для полноценного духовно-нравственного развития личности. Школьнику важно приобрести в школе опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В единстве социально значимых знаний, отношений, опыта действий, приобретаемых ребенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста.

Конкретизируя эту общую цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников в 3 классе выделяется следующий приоритет, а именно: приобретение младшим школьником социально значимых знаний, знаний о социально значимых нормах и традициях. Они станут базой личностного роста ребенка в дальнейшем, на других возрастных этапах его развития – в подростковом и юношеском возрасте.

Для реализации данных утверждений необходимы следующие учитывать следующие позиции:
· по-доброму относиться к людям, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения со взрослыми и с другими детьми: в классе, в школе, во дворе, в посещаемых кружках или спортивных секциях; уметь при необходимости поступаться своим благополучием ради другого человека: прощая собственные обиды, защищая слабых, помогая старым и беспомощным людям.

· терпимо и уважительно относиться к людям иной расы, национальности, религии, иного имущественного положения, иного физического, психического или умственного развития.

· следовать правилам личной гигиены, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

· быть уверенным в себе, открытым и общительным; не стесняться быть чем-то непохожим на других; уметь выражать свои интересы, отстаивать свое мнение, быть самостоятельным.

· любить свою родину, отождествлять себя с нею, знать и уважать ее историю, культуру.

· беречь и охранять природу: ухаживать за комнатными растениями в классе или в собственной квартире, заботиться о домашних питомцах в живом уголке или у себя дома, помогать бездомным кошкам и собакам; подкармливать птиц в морозные зимы, не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы.

· проявлять миролюбие, не затевать драк и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к кулакам.

· стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания, книги.

· быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в своих учебных занятиях, так и в домашних делах.

· быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым.

Выделение в общей цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников приоритета передачи социально значимых знаний вовсе не означает игнорирования других составляющих этой цели и отказа от необходимости формировать социально значимые отношения и опыт социально значимых действий младших школьников. Приоритет – это то, что принципиально важно для воспитания именно в начальной школе, чему педагогам предстоит уделять особое внимание. Достижению поставленной цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1. создать и поддерживать воспитывающий уклад школьной жизни третьеклассника;

2. реализовать воспитательный потенциал познавательной деятельности младших школьников на уроке;

3. реализовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности младших школьников;

4. продолжить процесс формирования коллектива;

5. организовать социальное партнерство с семьями младших школьников.


2. Основные направления и ценностные основы
духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
В соответствии с поставленной нами целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования, мы выделяем следующие его основные направления и ценностные основы:

· воспитание в школьниках гражданственности и патриотизма (ценность Отечества);

· воспитание в школьниках экологической культуры (ценность природы);

· воспитание в школьниках миролюбия и неприятия насилия (ценность мира);

· воспитание в школьниках трудолюбия (ценность труда);

· воспитание в школьниках уважительного отношения к культурным традициям, культурным ценностям, культуре поведения (ценность культуры);

· воспитание в школьниках любознательности (ценность знания);

· воспитание в школьниках гуманности, милосердия, сострадания (ценность других людей);

· воспитание в школьниках толерантности (ценность иных людей);

· воспитание в школьниках стремления вести здоровый образ жизни (ценность собственного здоровья);

· воспитание в школьниках чувства самопринятия, формирование адекватной самооценки, поддержка самореализации (ценность собственного внутреннего мира). 
3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.
 
Принцип совместной деятельности педагогов и школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, спорта, туризма, художественного творчества, социального творчества и т. п. – при условии реализации педагогом воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъекта этой деятельности. Только в совместной деятельности могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности. Только здесь у педагога появляется шанс стать для ребенка значимым взрослым. Только в совместной деятельности с ребенком педагог может создавать благоприятные условия для приобретения детьми социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие.

Принцип системной организации воспитания.

Этот принцип предполагает преодоление фрагментарности воспитательной работы, состоящей подобно лоскутному одеялу из разрозненных, малосвязанных, а иногда и разнонаправленных мероприятий. Принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие.

Принцип гуманистической направленности воспитания

Гуманизм полагает человека наивысшей общественной ценностью. Более того, он постулирует принцип самоценности человека, подчеркивающий отсутствие всякой необходимости в каком бы то ни было обосновании или оправдания этой ценности. В современной школе воспитание должно быть гуманистическим: гуманистически ориентирующим, то есть ориентирующем ребенка на ценности гуманизма, и гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на ребенка как на главную для воспитателя ценность.

Принцип опоры на педагогический авторитет

В младшем школьном возрасте, как ни в каком другом, ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от последнего особой осторожности в словах и действиях. Ведь все это может иметь непосредственное отражение в личности воспитанника - установки взрослых (а тем более учителя) воспринимаются младшим школьником некритически и зачастую как истина в последней инстанции. В этом таится и огромный воспитательный потенциал, и огромная опасность.

Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей школьников.

Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.

4. Содержание и формы деятельности классного руководителя
по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников
на уровне начального общего образования.
 
Создание нравственного уклада
Культивирование партнерского, уважительного, доброжелательного стиля общения в классе со всеми участниками образовательных отношений: создание в классном сообществе правил общения и поведении.
Коллективная подготовка, проведение и обсуждение общешкольных событий и КТД:
Поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, вводящих ребенка в мир школьной жизни, формирующих чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении:
«Звонок на каникулы»: право дать этот долгожданный звонок в конце каждой четверти предоставляется лучшему ученику четверти.

«Разговор у свечи – расскажи мне обо мне», который организуется в конце четверти в последний день их обучения школе.

Ориентация предметно-эстетической среды на духовно-нравственное развитие младших школьников

Реализация воспитательного потенциала
познавательной деятельности младших школьников на уроке
Воспитательный потенциал урока в нашем образовательном учреждении реализуется через: побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; постановку перед школьниками и обсуждение вместе с ними поведенческих, нравственных или социальных проблем, связанных с тематикой школьных уроков; насыщение учебных игр ценностным содержанием и моделирование в них нравственных или социальных проблем, которые предстоит решать учащимся и т.п.
Для этого используется воспитательный потенциал следующих учебных предметов и существующих в их рамках тем
Литературное чтение.
И.А.Крылов «Мартышка и Очки»

Л.Н Толстой Лев и собачка.

Окружающий мир.

Природа.
Общество
Природа в опасности! Охрана природы

Изобразительное искусство.
Твои книжки

Реализация воспитательного потенциала
внеурочной деятельности младших школьников
Для достижения цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательном учреждении используются следующие виды внеурочной деятельности и формы ее организации

1.Познавательная деятельность

Познавательные экскурсии, направленные на развитие познавательных интересов младших школьников, приобщение их к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре и истории своей страны.

2. Проблемно-ценностное общение.

Цикл этических бесед «Что значит школьником?», направленный на воспитание ответственного поведения ребенка в школе.

Цикл этических бесед для«Сказка - ложь, да в ней намек...», направленный на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще.

Цикл бесед и практических занятий для третьеклассников «Современный этикет», направленный на освоение детьми правил современного этикета.

Цикл этических бесед и дискуссий для четвероклассников «Великие религиозные учения», направленный на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников.

«Детская риторика» - факультатив, направленный на знание правил вежливого уместного поведения людей при общении, осознание младшими школьниками роли речи в жизни людей, оценивание некоторых высказываний людей с точки зрения их уместности и тактичности в данной ситуации.

3. Трудовая деятельность

Урок технологии, направленный на знакомство с социально значимыми знаниями об эстетических понятиях, формирование социально значимого отношения к эстетическому идеалу, вкусу, мере, гармонии, разработку и реализацию детьми индивидуальных проектов с целью развития творческих способностей младших школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

4. Художественное творчество.

Урок изобразительного искусства , нацеленный на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через понимание значения искусства в жизни человека и общества, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; формированию способности к художественного познания мира и применения навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование)

5. Спортивно-оздоровительная деятельность.

Урок физической культуры «В здоровом теле – здоровый дух» направлена на оздоровление младших школьников, воспитание ценностного отношения к труду, дисциплине, на формирование проявления положительных качеств личности, оказание бескорыстной помощи своим сверстникам.


Формирование коллектива третьеклассников

Коллектив класса является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их духовно-нравственного развития. Успешному осуществлению этого процесса в классе будут способствовать

Инициирование и поддержка детского самоуправления, распределение сфер полномочий и ответственности и между детьми в классе.

Игры и тренинги на сплочение классного коллектива, проводимые классным руководителем совместно со школьным психологом.

Внутриклассные КТД.

Традиционные походы выходного дня, приуроченные к сменам времен года, организуемые классным руководителем 4 раза в год для наблюдения за природой и сплочения классного сообщества.

Акции «Секретный друг», периодически проводимые в классе для моральной и эмоциональной поддержки наиболее нуждающихся в этом школьников: оказание одноклассниками незаметной, «секретной» помощи ребенку в течение всего дня с последующим общим обсуждением итогов проведенной акции.

Апробация технологии "Длительная образовательная игра" в классном коллективе
План-задание
Ознакомительный этап- теоретическое погружение в содержание технологии ДОИ
Организационный этап: разработка легенды игры, создание паспорта игры.
Практический этап- организация деятельности школьников, создание игрового пространства.
Рефлексивный этап
Социальное партнерство образовательного учреждения
с семьями младших школьников
Для установления партнерских взаимоотношений с семьями учащихся в нашем образовательном учреждении используются следующие формы:

Акции «Учитель в каждый дом»: посещение классным руководителем семьи на дому с целью консультаций по воспитанию и методических рекомендаций по выполнению домашних заданий.

Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»: спортивные соревнования

Общешкольные родительские собрания, устраиваемые администрацией школы для родителей с целью организации бесед о проблемах школы, детей и родителей.

Тематические родительские собрания, происходящие в режиме дискуссий по наиболее острым проблемам обучения и воспитания младших школьников:

- в I классе: «Особенности развития детей семилетнего возраста», «Режим в жизни первоклассника», «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Значение семьи в мыслительной деятельности младших школьников», «Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития», «Приобщение ребенка к домашнему чтению», «Развитие внимания и внимательности» и т. п.

- во 2 классе: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома», «Режим второклассника», «Причины и последствия школьной агрессии», «Наказание и поощрения в семье», «Общение со сверстниками», «Родительский авторитет», «Организация свободного времени», «Ребенок и телевизионный экран», «Роль семьи в формировании у ребенка интереса к учению».

- в 3 классе: «Третьеклассник и режим дня», «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств», «Воображение и его роль в жизни ребенка», «Мир детства – мир игры и книги», «Интеллектуальное развитие ребенка девятилетнего возраста», «Стили семейного воспитания», «Память. Как ее развить», «Как относиться к школьной отметке».
Приглашаем Вас бесплатно открыть свой сайт, который будет размещен внутри портала.
Размещайте новости и пресс-релизы бесплатно, добавляйте фото целыми галереями! Открыть сайт!

- в 4 классе: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка», «Учебные способности. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности», «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников», «Любовь к детям условная и безусловная», «Позиция ненасилия в отношениях с ребенком», «От А до Я, или Чего мы достигли за четыре года».
Постоянно действующий семинар для родителей, будущих первоклассников «Первый раз в первый класс». 
 

5. Планируемые результаты
духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
 
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников распределяются по трем уровням.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня - приобретение младшими школьниками социально значимых знаний:

О нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.

О нормах и традициях природоохранной деятельности человека и экологического образа жизни.

О нормах и традициях миротворческой деятельности человека.

О нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, его взаимодействия с культурными ценностями прошлого и настоящего.

О нормах и традициях познавательной деятельности человека и его поведения в информационном пространстве.

О нормах и традициях, связанных с выбором профессии и осуществлением человеком трудовой деятельности.

О нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми.

О нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе.

О нормах и традициях здорового образа жизни.

О нормах и традициях, связанных с самопознанием, самооценкой, самореализацией человека.

Результаты второго уровня - развитие социально значимых отношений младших школьников:

Развитие ценностного отношения к Отечеству.

Развитие ценностного отношения к природе, бережного отношения к ее богатствам.

Развитие ценностного отношения к миру, негативною отношения к войне и насилию.

Развитие ценностного отношения к труду и людям труда.

Развитие ценностного отношения к культуре, культурным ценностям, культуре поведения.

Развитие ценностного отношения к знанию.

Развитие ценностного отношения к другим людям, гуманного, милосердного, сострадательного отношения к человеку.

Развитие ценностного отношения к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры, негативного отношения к различным формам расизма, фашизма и ксенофобии.

Развитие ценностного отношения к здоровью.

Развитие ценностного отношения к своему внутреннему миру, формирование чувства самопринятия, повышение caмооценки школьников.

Результаты третьего уровня - накопление младшими школьниками опыта социально значимого действия:

Опыта самообслуживания и самоорганизации.

Опыта организации совместной деятельности с другими школьниками.

Опыта принятия на себя ответственности за дело и других людей.

Опыта волонтерской (добровольческой) деятельности.



Єђ Заголовок 1Єђ Заголовок 2Єђ Заголовок 3Єђ Заголовок 4Єђ Заголовок 5Єђ Заголовок 6Єђ Заголовок 7Єђ Заголовок 8Єђ Заголовок 915