Конспект урока: Свойство противоположных сторон прямоугольника


МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа»
Урок математики по теме:
«Свойство противоположных сторон прямоугольника»
2 класс
УМК «Школа России»
Подготовил
учитель начальных классов
Бончукова Лариса Юрьевна.
2016 год
Тема: Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Педагогические цели: создать условия для открытия свойства противоположных сторон прямоугольника; проверить это свойство и применить на практике; продолжить работу над решением задач изученных видов; создать условия для развития вычислительных навыков; способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, умению анализировать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты (предметные): выделять прямоугольник из множества многоугольников; применять знание свойств противоположных сторон прямоугольника при решении задач.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать последовательность действий;
Коммуникативные: анализировать информацию; передавать информацию; уметь давать оценку своей работе и работе одноклассников; уметь слушать критику.
Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; постановка вопросов; умение формулировать свои затруднения.
Личностные: осуществляют творческий подход при решении любых заданий.
Ход урока
I.Орг. момент
1.Настрой на урок:
- Покажите настроение, с которым вы пришли на урок! (Смайлик на своём лице))2. Игра “Как живёте?”
- Дети, как живёте? ("Вот так!")
- Как шалите?
- А грозите?
- Как на уроках работали?
- Как стоите?
- Как сидите?
- А на математике, как будете работать?
- Проверим!
II. Актуализация знаний.
1. Математическая разминка. Устный счёт « Веер».
- Что такое веер? (Выпрямить и раздвинуть пальчики на любой руке, затем покачать  кистью, не шевеля ими.Ах как жарко, посмотри,
Скорее веер ты возьми!
Веер, веер, веерок —
Будет легкий ветерок
- (Устный счёт «Веер» 1+1, 2+2…..9+9…10+10, 10=дес., 10+10, 20+20,…. 80+80,90+90,100+100)
2.Игра «Забей шайбу!» Слайд 3
А) - Читайте выражение и называйте результат! 32 – (40 – 8) = 0 19 – 10 – 2 = 7
48 + 2 – 50 = 0 71 – 70 + 1= 2 5 + 5 + 5 + 5= 20 28 – 7 – 7= 14
Б) – Посмотрите внимательно на полученные числа. Что-нибудь заметили?
(07.02.2014 – это дата начала Олимпийских игр в Сочи (Россия)А) Минутка каллиграфии.
-Сели ровно, положите правильно тетради, откройте и и запишите число, классная работа. А теперь запишите каллиграфически числа – дата Олимпийских игр. 07 02 2014 - целую строку.
3.Логическая задача. Слайды 4, 5
- На этой зимней олимпиаде были свои символы – талисманы: мишка, зайка, леопард.
У каждого из них есть своё имя. Попробуйте определить, как зовут Мишку:
Расположив величины измерения длины в порядке возрастания: км – С, дм – л, см – о, м – ю, мм - п4.- Кто это? Слайд 6
(Самая молодая фигуристка в истории Олимпиады – Юлия Липницкая, которая принесла Российской команде золотую медаль. Ей было 16 лет).- Скажите, пожалуйста, где проходят соревнования по фигурному катанию?
(На стадионе, на катке). Слайд 7 Дворец зимнего спорта "Айсберг" – А что такое айсберг? (Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив c глубоко погружённой подводной частью.- Я узнала размеры катка. (30 м, 60 м) Слайд 7.1
- Предлагаю вычислить периметр катка. Кстати, а что такое периметр?(сумма длин всех сторон)
- Мы знаем длины только двух сторон. Как же нам найти периметр? Давайте, будем разбираться!
- Выберите из геометрических фигур, лежащих у вас на столах фигуру, похожую на каток!
- Покажите! Что это за фигура? Слайд 7.2
- Докажите, что это прямоугольник!
- Вы назвали некоторые свойства прямоугольника, но не все!
III. Постановка темы и цели урока.
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
- Какие учебные задачи мы поставим на урок? Слайд 8
IV. «Открытие» нового.
1.Практическая работа в парах: Слайд 9
- Распределите геометрические фигуры из конвертов на 2 группы.
- На какие группы распределили? Слайд 10
- Назовите свойства прямоугольников!
- Молодцы, но это не все свойства. Предлагаю совершить открытие в математике! Давайте, найдём ещё одно свойство прямоугольника!
- Прочитайте слово (противоположный). Слайд 11
- Попробуйте объяснить смысл этого слова!
- Найдите толкование этого слова в словаре и прочитайте! Толковый словарь!
- Так как же называются стороны в прямоугольнике, лежащие друг против друга? Слайд 11
- Кто-нибудь видит, какие они? (одинаковые)
- Как проверить? (измерить или сложить пополам)
2. Работа по рядам:
1 ряд измеряет линейкой противоположные стороны
2 ряд – сгибанием (сложить пополам) Слайды 11 - 12
3 – как хотите.
- Какое открытие сделали? (Противоположные стороны равны) Слайд 13
- Где мы можем проверить свои выводы? (Учебник с. 32)
3.Применение полученных знаний на практике.
Слайд 13.1
- Начертите в тетрадях прямоугольники:
1в. - со сторонами 2 см и 5 см
2 в. – со сторонами 3 см и 4 см.
- Вычислите периметр своих прямоугольников.
- Взаимопроверка. Слайд 14
- Измерьте при помощи линейки чертёж соседа! Если правильный чертёж- поставьте на полях +, если нет , то поставьте -, если периметр найден правильно, поставьте +, нет -.
Физкультминутка: - На зарядку становись! Слайды 15 – 17
V. Закрепление изученного.
1. Решение геометрической задачи.
- Так о каком свойстве прямоугольника мы узнали сегодня?
Слайды 18
- Зная свойство равенства противоположных сторон прямоугольника, можем мы найти периметр ледового катка в Сочи по двум сторонам? Слайды 19
- Найдите, кто сможет! ( Р = 30 + 60 + 30 + 60 = 180 (м)
- Проверяем! Слайды 20
2.Решение задачи № 2, с. 32 Слайды 21 (чистый)
- Прочитайте. Это задача? - Чего не хватает? (вопроса)
- 1 в. – поставьте вопрос, чтобы она решалась вычитанием! (Задача на сравнение.)
- 2 в. – сложением! (Задача на нахождение суммы).
Самостоятельная работа (первые решившие – у доски)
- Взаимопроверка. (Аналогично: правильно +, нет - на полях).
- Покажите смайликами (на своём лице), как вы решили задачу.
3.Самостоятельное решение примеров № 4 , с.32.
- Взаимопроверка! Слайд 22
VI. Итог. Слайд 23
- Предлагаю вспомнить, какие учебные задачи мы поставили на урок.
- Справились мы с ними? Покажите!
- Какое открытие сделал каждый из вас?
- Как вы думаете, все ли открытия мы сделали сегодня на уроке?
VII. Рефлексия.
1. Игра-соревнование (3 группы детей)
- Кто быстрей построит из деталей конструктора или из полосок разной длины прямоугольник.
2. (В это же время) Игра «Да – нет» (смайлики)
- Итак, проверим, насколько вы были внимательны на уроке!
- Верно ли, что все четырёхугольники – прямоугольники?
- У прямоугольника все углы прямые?
- Правда ли, что у прямоугольника противоположные стороны разные?
- А какие они?
VIII. Домашнее задание
- В учебнике на с. 32 посмотрите № 3. Прочитайте задание!
- Если кому-то что-то непонятно, спросите!
IX. Оценки.
Слайд 24
- Посмотрите в свою тетрадь, если у вас 4+ и нет исправлений – вам «5» - золотая медаль за урок!
- Если, три «+» - серебряная медаль.
- Если 2 «+» - бронзовая!
- Ребята, я благодарю вас за сотрудничество! Слайд 25