Консультация для педагогов и родителей по теме «Специфические ошибки на письме младших школьников»

Консультация для педагогов и родителей по теме
«Специфические ошибки на письме младших школьников»
Среди наиболее типичных ошибок в письме младших школьников - пропуск букв и слогов. Он свидетельствует о том,что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например:
“снки”- санки, “кичат”- кричат.
Пропуск двух и более букв - следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова:
здоровье – “дорве”, брат - “бт”, девочка - “девча”, колокольчики - “калкочи”.
Также типичными ошибками являются замены букв. Замены букв указывают на то, что ученик выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место:
При нестойкости соотнесения фонемы с графемой;
При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство;
При нечётком различении букв, имеющих сходство в начертании.
Постоянная замена одной буквы другой встречается редко. Обычно наблюдается смешение букв, когда один и тот же звук обозначается в письме то верно то ошибочно.
Рассмотрим некоторые смешения, обусловленные акустико-артикуляторным сходством звуков:
д-т (тавно, сыдый, медёт, втрук.);
в-ф ( партвель, ворточка картовель);
ё-ю (клёква, замюрз, салёт, перелютные);
г-к-х (черёмука, гороговый, за голмом);
ч-с (сквореч, чапля, процитал, цястый)
ц-с (рельцы, куриса, наулетсах).
Очень важным является контроль за ходом двигательных актов. Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и двигательным ощущениям – кинестезиям. При несформированности двигательного акта у младших школьников происходит смешение букв. В широкой распространённости подобных смешений играет отрицательную роль неправомерное методическое требование безотрывного письма с первых недель обучения детей в первом классе.
Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство:
Оптическое
Кинетическое

с е с о у д з л и м ш в д
о а б д  и у п т л м Г Р
ч ъ н ю х ж Н К

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Чулан “чунал”, плюшевого “плюшегово”
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных “шекола”, “ноябарь”, “дружено”
Персерверации. Согласный (реже гласный) заменяет вытесненную букву в слове: На деревьях- “на девевьях”, с родными- “с родмыми”.

Ошибки на уровне слова.
Трудности анализа и синтеза слышимой речи, неспособность уловить и выделить в речевом потоке устойчивые речевые единицы приводят детей к ошибкам на уровне слова.
Раздельное написание частей слова: “и дут”, “на чалось”, “б рат”, “поп росил”;
Слитно пишутся служебные слова: “усосны”, “надерево”.
Контаминации – грубые нарушения звукового анализа: лепят бабу “лептбау”, была зима “блзм”.
Таким образом:
Дисграфия - одно из проявлений системного нарушения речи, которое охватывает все стороны речевого развития, затрудняет усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтаксиса.
Рекомендуемые практические упражнения:
Кинезеологические упражнения (эффективны, если проводятся каждый день). Уточнение пространственно-временных представлений (право-лево, верх-низ, вчера, завтра).
Списывание:
С рукописного текста;
С печатного текста;
Проговаривать, учить детей запоминать слог, а не слово. Воспитывать навык самопроверки.
Слуховой диктант с проверкой. После диктанта на несколько минут открывается текст диктанта для проверки.
Графический диктант.
Диктуются слова
Ученики обозначают звуки

При проверке навыка определяется количество звуков в слове.
 

Стук
Зимний


При проверке умения определять количество слогов


Слива
Автобус
Стул


При закреплении темы “мягкий знак”


Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство.


При прохождении темы педагог.


У входа в дом стоял старик с фонарём.





Прочитать и записать слова вставляя недостающий слог
СА или ТЫ
Колё-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала-, ли-, лис-;
ЛО или КА
Во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток.
Записать слова, составленные из данных слогов.
Ко, пей, ли, мин, ви, та, ке, ра, та,
Ри, ку, ца, то, ав, бус, ни, пят, ца.
Чик, не, куз, ла, ку, а, бо, ра та.
Боч, ба, ка, чок, ви, но, та, ну, ми.
Следует отметить, что представленные здесь теоретические положения и практические упражнения – это лишь небольшая часть, имеющихся в научной литературе.

Советы родителям
Почему возникает дисграфия?
1. Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функции их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках, особенности речевого развития крохи с периодом его внутриутробного развития. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга. Если центральная нервная система у ребёнка развивается особенным образом, если она сформирована недостаточно полноценно, то это неизбежно скажется на формировании его речи, памяти, мышления. Для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее эффективного пути их решения, специалисты внимательно анализируют не только нынешнее состояние ребенка, но и периоды раннего развития малыша. Когда ребенок пошел, сказал первые слова, чем и как часто болел – все это важно помнить и при обнаруженных “неполадках” необходимо своевременно обращаться за помощью, а не ждать, когда все пройдет само.
Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников.
Прежде всего, возникает необходимость формировать, а затем и формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. Это достаточно сложная задача для первоклашки. Желательно, чтобы, разговаривая с ребенком, мама перестала понимать его с полуслова. Иногда стать крайне “непонятливой” бывает очень полезно.
Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас, правильно сформировано звукопроизношение. Он должен научиться замечать свои ошибки и планировать свои действия. Когда ребенок начнет писать слова, ему важно их проговаривать. А если у малыша нарушено звукопроизношение, то и напишет он, скорее всего, так, как скажет – с ошибками. Таким образом, до школы у ребенка должна быть полностью сформирована устная речь
3. Трудности левши. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызывать трудности в освоении письменной речи.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15