Внеклассное мероприятие Без друзей так трудно жить на свете (2 класс)


Сценарий классного часа
«Без друзей так трудно жить на свете…»
Форма проведения классного часа: игра-беседа. Общение предполагает взаимодействие учащихся между собой, учащихся и учителя. Учащиеся находятся в позиции активного участника, имеют возможность выражать свое мнение, личное мнение к происходящему. Игра обеспечивает работу всей группы позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Пояснительная записка
Цель: Помочь детям понять кто является настоящим другом и уточнить представление детей о дружбе.
Задачи: воспитывать у учащихся культуру дружбы в системе «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», «учитель-ученик»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для дружеского общения всех учащихся класса, учить учащихся приемам преодоления проблем общения в дружбе, воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.
Формирование УУД:1. Личностные:- понимать значимость дружбы;-уметь пользоваться культурой дружбы;-соблюдать традиции дружбы к коллективе;-быть настоящим другом.2. Коммуникативные:-умение общаться;-умение работать в коллективе;-соблюдать правила этикета.3. Регулятивные:-высказывать свое мнение, предположение;-прогнозировать предстоящую работу;-умение вести диалог.4. Познавательные:-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;- на основе анализа делать выводы;-обобщать и классифицировать по признакам;-мотивация к познавательной деятельности.
Сценарий классного часа «Без друзей так трудно жить на свете…» разработан для учащихся 3-го класса (9-10 лет). Предлагаемый метод: игра - беседа.
Оборудование:
Выставка рисунков «В стране Дружба», книжная выставка по теме, индивидуальный раздаточный материал (правила дружбы), презентация на тему, фонограмма песни «Дорога добра», вывеска «Без друзей так дружно жить на свете…», плакат с девизом:
«Лишь тот не на год – Счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет
Честно сквозь года».
Приложения
Подготовительный этап.
Классный руководитель разучивает с детьми стихи о дружбе, проводит конкурс рисунков «В стране Дружба».
Ход мероприятия
Учитель: Что бы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, прослушайте стихотворение:
Что такое Дружба?
Спросил я у птицы
Это когда коршун
Летает вместе с синицей
Спросил я у зверя:
Что такое Дружба?
Это когда зайцу
Лисицы бояться не надо
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вмести играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери и птицы и дети.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем классном часе? Давайте вместе прочитаем тему нашего занятия ( вешаю на доску )
Учитель: А что мы называем дружбой? (дети высказывают свое мнение)
Продолжите предложение дружба – это…
Учитель: Понятие « дружба » дается в толковом словаре В.И.Даля так,
« Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов » ( вешаем определение )
Учитель: Уточните представление о понятии « друг », какие у вас ассоциации со словом « друг»? Назовите каждый по одному слову. ( Дети по очереди в быстром темпе называют свои ассоциации: преданный, не подведет, мы всегда вместе и др.)
Учитель: А теперь послушайте, какое объяснение слову «друг» дается в толковом словаре В.И.Даля.
«Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
Учитель: Представим цветок-ромашку в виде друга и тех качеств, которыми он должен обладать. Сердцевина цветка – это друг.
Учитель: Что из определения В.И. Даля мы можем выделить в качестве основных качеств друга? (показываю отдельным лепестком – Доверие, интерес)
Учитель: Послушайте аварскую сказку.
Жила мать, растила сыновей. Вскоре отправилась в мир иной. И каждому она дала совет, как верного выбрать друга. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай догоню. Уедет, не предложит помощь – не товарищ он тебе.
Учитель: Как вы думаете спутник остался или уехал? (выслушиваем предположения детей).
Учитель: Друзья познаются в беде. Если друг попал в беду, помоги ему чем можешь. Если умеешь что-то делать, научи и его. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем - Помогай другу.
Учитель: Другому сказала: проголодаешься – достань лепешку и протяни спутнику, чтобы делил. Возьмет себе большую часть лепешки, а меньшую отдаст – жаден не иди с ним. Учитель: Как вы думаете как поступил спутник? (выслушиваем предположения детей)
У.- Правильно нужно делиться с друзьями, если у тебя есть интересные игрушки, книги , поделись с другими ребятами, у которых их нет. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем - Делись с друзьями.
Учитель: А часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся? Вот пример. (Инсценирование отрывка из стихотворения)
- Кто кого обидел первым?
-Он меня…
- Нет он меня.
-Кто кого ударил первым?
-Он меня…
-Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили.
-Я дружил.
И я дружил.
-Что же вы не поделили
-Я забыл.
-И я забыл.
Учитель: Какой из этого примера можно сделать вывод? (Дети обсуждают поведение двух героев и делаю вывод)
Учитель: Не ссорься с друзьями, старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам, если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем - Не ссорься.
Физкультминутка
 (Улыбнитесь друг другу.- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
Могут ли руки подружиться?
- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
- Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга))Учитель: Послушайте еще один рассказ:
Жили две неразлучнее подружки. Они были очень похожи. Мамы их одевали в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Аня – так звали одну из девочек – прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже…
- Я? – удивилась Аня. Но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но ведь она получила потому, что болела. А ты – обрадовалась – это значительно хуже.
Учитель: За что мама осудила Аню? Что бы вы сказали Ане?
(выслушиваем мнение детей)
Учитель: Правильно. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не завидуй друзьям. Надо радоваться их успехам. Вывешиваем еще один лепесток к ромашке и на нем напишем – Не зазнавайся, не завидуй.
Учитель: И так в виде ромашки мы с вами представили идеального друга. Чтобы уметь дружить нужно стараться соблюдать эти правила. А теперь задание следующего плана. Я раздам вам шаблоны ромашек, а вы должны представить своего друга. В центре напишите имя своего друга, и все те качества, которые вы считаете, что у него есть представьте в виде лепестков. Их необязательно должно быть все количество.
(Дети работают, звучит фонограмма «Дорога добра»)
Учитель: Кто хочет представить своего друга?
(Дается возможность выслушать два-три ученика)
Учитель: Мы видим как представлены ваши реальные друзья. Но у меня есть соседка Валя, она свою подругу представила в виде ромашки с одним лепестком. Как вы думаете она будет ей настоящим другом? Почему?
(выслушиваем мнение детей)
Учитель: Многие из вас ребята написали своим другом или подругой своих одноклассников. А есть такие ребята, которые написали друзей не из этого класса?
Учитель: Другом может быть не только одноклассник, но и мальчик или девочка из другого класса, из соседнего двора, или подъезда. главное чтобы он был настоящим другом.
Учитель: А есть ли среди вас, ребята, у кого на данный момент нет друга? (дети стараются ответить на поставленный вопрос)
Учитель: Да такое бывает, чаще он считается знакомым, приятелем, но не настоящем другом.
Учитель: Но чтобы у вас были такие друзья, как представлена наша ромашка, нужно прежде всего быть самому таким.
Учитель: Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, которые мы с вами прочитали. Книг о дружбе и друзьях очень много, кто ещё не прочитал советую прочитать.
Учитель: Так кто же сможет ответить на вопрос - что значит настоящий друг? (дети высказывают свою точку зрения)
Учитель: Какие качества помогают дружбе, а какие мешают?
Дети: Помогает доброта, взаимопонимание, вежливость. Мешает грубость, драки, обиды, упрямство.
Учитель: В жизни вас ожидает много славных дел, но прежде всего я желаю вам вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми людьми. Я вам хочу подарить каждому карточки с текстом -Правила Дружбы. (Раздаются карточки, звучит фонограмма «Когда мои друзья со мной»). Повесим в нашем уголке и постараемся эти правила соблюдать. Надеюсь, что после этого занятия станете ещё дружнее. Спасибо за внимание.
Методические рекомендации
Мероприятие «Без друзей так трудно жить на свете…» относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной школе.
При проведении внеклассного мероприятия важен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Продолжительность мероприятия 40-45 мин. Желательно, чтобы мероприятие проходило в режиме системно - деятельностного подхода. С этой целью использованы различны формы занятий: игра, беседа. В ходе беседы необходимо продумать вопросы, предполагающие различные точки зрения, ответы «Почему вы так думаете?», «Согласны ли вы?».
Эффективности мероприятия способствует следующие моменты: создание на классном часу обстановки сотрудничества; использование интерактивных технологий.
При подготовке к мероприятию необходимо продумать оборудование помещения, в котором будет проходит классный час. На мероприятие можно использовать презентацию, прилагаемую к методическим рекомендациям. Для закрепления можно составить правила Дружбы.
Список литературы:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.-М.: Вако, 2008.
Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционной школе. Волгоград: Учитель, 2006.
Максименко Н.И. Спутник классного руководителя.- Волгоград: Учитель:, 2007.
Малахова А.Н. Игротерапия для дошкольников.- Речь; М. : Сфера, 2008.
Мищенкова Л.В «Игровые и обучающие занятия с детьми» 2009.
Управителева Л.В. «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе» 2008. 3.http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTiw00td7_OPNCGcwoqX5atgtxq4Y4VKvyDQfFm2vgro9PJUKUlpw http://novosti-skazok.ru/sobkor/Yozhik.jpg
http://muzofon.com/search/Мульти%20пульти
ПРИЛОЖЕНИЕ