Статья. Современный школьный музей – образовательная площадка.


Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования.
В сочетании школьный музей ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей обладает достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность.
Не являясь музейным учреждением в традиционном смысле, школьный музей, вместе с тем, имеет ряд признаков, как общих для музея, так и специфических для его школьного аналога.
Безусловно, основным признаком любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.
Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
В1967 году – 6 ноября по инициативе Альвины Петровны Никандровой и Зинаиды Ивановны Богонастюк открыт школьный музей, который в 1985 году получил свидетельство №5178 о присвоении звания «школьный музей истории школы».
Музей истории школы № 1 был создан коллективным трудом, в результате совместной деятельности учителей, учеников и их родителей, выпускников, ветеранов Великой Отечественной войны. Профиль музея - историко – краеведческий. Одно из направлений музея – изучение отдаленных результатов деятельности школы. Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они, учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы выпускников, учителей и директоров, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Мы можем гордиться своими выпускниками: ветеранами ВОВ, тружениками тыла, государственными служащими, медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов…
Руководитель Музея истории школы с 1967 по 2010 год, заслуженный учитель РФ, ветеран труда, отличник народного образования, почётный гражданин города Салехарда,Колмакова Лидия Филипповна. На протяжении долгих лет неоценимый вклад в развитие музея вносила директор школы, а впоследствии ( с 2005 года) ученый секретарь музея, Морозова Синикамал Акрамовна.
Музейные экспозиции включают в себя широкий пласт уникальных материалов. Сегодня в музее существует 7 основных экспозиций.1. « История школы»,2. « Выпускники ученые»,3. Обширная экспозиция музея посвящена Великой Отечественной войне,4. «И.В.Корольков, Герой Советского Союза», 5. «Школа сильна не числом, а славою своих учеников» ,6. «Кому гордое имя учитель». 7. «Ими гордится наша школа».
В результате разнообразных форм поисковой работы в течение всего времени существования музея, в экспозициях музея имеются подлинные экспонаты. (Фонд экспонатов состоит из документов; личных вещей; фотографий, писем; воспоминаний героев экспозиций, подарков; спортивных кубков; печатных материалов, связанных с деятельностью педагогов и выпускников; альбомов; электронных носителей).Музейный фонд школы формируется в соответствии с концепцией музея, комплектование коллекций проводится с учетом истории формирования собрания и той коррекцией, которую задает современный уровень музееведения в целом.
На сегодняшний день в школьном музее 305стендов, 160 альбомов , 199 именных папок, огромный фотоархив, видеозаписи о выпускниках школы, дипломы, награды, грамоты учащихся военных и послевоенных лет, картины и подарки выпускников школы.
Музей - гордость школы. Здесь проходят уроки Мужества, классные часы, встречи с ветеранами, выпускниками школы, интересными людьми, уроки литературы, истории.физики.
Наша школа стала хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи.
В какой-то степени школа выполняет функции архива. Здесь уместно говорить о создании истории школы. И тут никто кроме учителей и учеников не составит ее полноценную летопись.
Основная деятельность ложится на плечи старшеклассников, которые входят в состав детского объединения « Поиск» На современном этапе детскому объединению школы под силу встать рядом с профессиональными музеями региона на музейном фестивале и отстаивать право быть лучшими: защищать проекты, отстаивать свою точку зрения, этому подтверждение –победы ребят.
Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей и детское объединение «Поиск». Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу. Школьники чувствуют свою необходимость малой родине, а значит и она им будет нужна тоже.
Детское объединение « Поиск» работает на основе программы, разработанной с учетом разновозрастных особенностей детского состава, уровня его развития.
Программа авторская, так как в отсутствие типовой программы она составлена на региональном материале краеведения. Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы краеведения, истории, музееведения. Программа интегрированная, так как включает сведения из географии, культурологии, этнографии, археологии. Программа рассчитана на 3 года, что составляет 204 часа.
С 2013 года в актив включены уже и пятиклассники. Несмотря на то, что ребята только что перешли из начальной школы в среднее звено и адаптируются к непривычным для них условиям, работа в музее помогает им в их адаптации, она дает им чувство ответственности за принятые ими решения. Конечно, они работают под руководством более старших и опытных членов «Совета музея», но главное, что ребята заинтересованы и с удовольствием участвуют во всех традиционных мероприятиях.
Традиционными стали уроки Мужества, лекции, классные часы, круглые столы, уроки физики, математики , истории, тематические выставки, фестивали, конкурсы, соревнования по военно-прикладным видам спорта, праздники, которые проводятся с участием ветеранов Великой Отечественной войны, тружениками тыла.
Для реализации основных направлений и функций музея созданы следующие профильные функциональные группы:
поисково-собирательская группа (группа переписки) осуществляет комплектование музейного собрания
фондовая (группа музейного оборудования) обеспечивает учёт и хранение фондов
экспозиционно-выставочная (группа моделирования музейных предметов) отвечает за разработку и создание экспозиций музея
массово-просветительская проводит экскурсии, лекции, беседы, встречи с гостями музея, музейные праздники, организует публикации в СМИ.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Фонды школьного музея постоянно пополняются благодаря деятельности детского объединения « Поиск», связи с выпускниками разных лет , так как музей не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы.
Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены поисковыми отрядами, переданы дарителем.
Коллекция школьного музея - результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов, которая используется для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.
На современном этапе одной из форм работы школьного музея является использование информационных технологий. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – реализуются новыми средствами.
Это применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.
Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе выдвинутой идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.
Создаются электронные экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства. Применяется офисная и компьютерная техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создаются презентации для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий.
Музей школы представляет фонды в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволяет с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов.
Создание единого электронного фонда материалов школьного музея позволяет решать проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства школы, города.
Информационные технологии привлекают учеников в музей, вызывают интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, воспитывают у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.